Не прошло и недели, как вернулся из Женевы. Я и раньше бывал в Швейцарии: в Базеле, Цюрихе и Люцерне. В прошлом году, путешествуя из Франции в Италию, проехали транзитом сквозь Женеву, оставив в ресторане за обед шокирующие 300 евро. Заведение называлось Les Armures и есть некоторая вероятность, что мы макали хлеб в фондюшницу Билла Клинтона, который успел там побывать немного до нас.
Но тогда это случилось второпях, на бегу, без должной европейской неторопливости и респектабельности. В этот раз я приехал без жены, друзей и у меня было гораздо больше времени, чтобы осмотреться вокруг. И главное, что я должен заметить по возвращении домой: у Владимира Ильича Ульянова был прекрасный вкус на города.
Ленин возвращался в Женеву многократно, жил там годами и встречался с соратниками. «Если бы только однажды, когда Ленин пересекал Новую площадь, чтобы сесть на трамвай напротив парка Бастион, одна из современных электрических машин сбила его, это спасло бы жизнь сотням миллионов человек, они не были бы разорены, не погибли бы от голода и пыток», – сокрушается один из франкоязычных публицистов сегодня.
Безусловно, по-другому сложилась бы и жизнь казахов, чья страна была частью созданного Лениным Союза Советских Социалистических Республик. Но история не терпит сослагательного наклонения. Имеем, что имеем, произошло ровно то, что должно было произойти. Ни Женева, ни женевский автотранспорт ни в чем перед нами не виноваты. Хотя и очень хочется переложить на кого-нибудь ответственность за унылое положение сегодняшних вещей.
В Женеве практически вся жизнь кружится вокруг озера. Хотя «кружится» – не совсем правильный глагол, потому что город окружает лишь малую часть водоема. Самое большое озеро в Западной Европе даже называется по-разному, французы со своей стороны величают его Леман. Но, тем не менее, почти все в Женеве связано с озером: самые дорогие отели находятся на его берегу, лучшие рестораны тут же, символ города – женевский фонтан – бьет прямо отсюда. Ты летишь на параглайде и глаз, срываясь периодически на вершину Монблана, тут же снова возвращается к озеру.
Но самое главное, о чем я хотел рассказать: в Женевском озере в хорошую погоду можно купаться, чем пользуются тысячи людей со всей Европы. А еще там плавают лебеди, гнездятся утки, ходят по нескольким маршруткам лодки, исполняющие роль общественного транспорта, и довольно большие междугородние суда и паромы.
При этом вода в озере настолько прозрачна, что при солнечной погоде при глубине в несколько метров на дне отражается твоя лодка. Вокруг двухсоттысячный город со всеми своими туристами, отелями, машинами, ресторанами, а ты можешь смело пить воду из озера, не боясь превратиться в козленочка. И она будет, скорее всего, такой же вкусной, как вода Evian, которая тоже берется из источников Женевского озера, но с французской стороны. И была она такой, как во время визитов Ленина, так и теперь.
По законам жанра, в этом месте колонки должна быть мораль. Хотя бы о мусорных берегах наших водоемов или о временщиках в управлении нашей страной на всех уровнях. Но выводы мне делать откровенно лень, у меня осталось швейцарское вино, швейцарский сыр, швейцарский шоколад и мои фотографии с поездки, чтобы на время забыть о нравоучениях с моралью и просто насладиться сегодняшним моментом.