Алексей Ли: «Ежедневно Aviata заполняет десять самолетов»

1 (2 of 3).jpg

Вы можете не знать Алексея Ли, но вы точно знаете его проекты – Ticketon.kz и Aviata.kz. Алексей - один из первопроходцев в сфере онлайн-коммерции в Казахстане. В интервью Hommes.kz он рассказал, как найти свою нишу в уже раскрученной сфере и почему провал нескольких проектов может быть для предпринимателя плюсом.


Алексей, чем вы занимались до того, как запустили свои собственные стартапы?

Я начинал как веб-дизайнер и программист, и до 2006 года работал в различных компаниях. Последним местом, в котором я работал как наемный сотрудник, был «Казкоммерцбанк», где я успел сделать дизайн нескольких сайтов, в том числе Homebank. До недавнего времени он оставался с тем же самым дизайном, который создавал я. В начале 2006 я основал свою студию Glatis и начал заниматься разработкой сайтов под заказ.

Можете сказать, какие известные проекты создавались при вашем участии?

Не знаю, можно ли назвать их известными. Некоторые из этих проектов мы начинали с нуля, к некоторым присоединились в качестве партнеров. Из тех, которые на слуху – Jam.kz, Afisha.kz, автомобильный блог iDrive.kz. Был также хороший проект MyCity.kz– онлайн-карта Алматы. Этот сервис ввиду отсутствия на тот момент Yandex и Google-карт с номерами домов был очень актуальным. Но были и такие проекты, которые мы начинали делать, потом понимали, что попали с ними в тупик. Около семи проектов были нами заморожены или распроданы по смешной цене.

То есть в первое время было много убытков?

Без этого никак. Это уже со временем, когда появляется предпринимательский опыт, можно прогнозировать, будет ли проект успешным. Но отрицательный результат – тоже результат. Не зря инвесторы из Кремниевой долины готовы вкладывать как раз в тех ребят, у которых за плечами уже есть три-четыре закрытых бизнеса, потому что с каждым неудавшимся проектом появляется понимание того, как не нужно делать.

Как у вас возникла идея заниматься коммерческими проектами?

Когда делаешь сайт под заказ, для клиента, он не всегда получается таким, каким ты его хочешь видеть. Такие заказы демотивируют, к тому же разработка под заказ – это не полноценный бизнес. Это можно скорее назвать ремесленничеством. Отличие ремесленничества от бизнеса заключается в том, что его нельзя масштабировать. Сейчас поясню. К примеру, до недавнего времени над соцсетью «Инстаграм» работала команда из пары десятков человек. Сначала у них было десять пользователей, потом сто, тысяча, потом миллион. Когда они достигли миллиона, у них все равно была команда, состоящая условно из тех же двадцати сотрудников. Преимущество Интернет-бизнеса в том, что вне зависимости от команды и всего прочего масштаб проекта может быть огромным. Это то, что называют масштабированием. Мне захотелось создать собственный масштабный проект, который будет именно таким, каким я его вижу.

Расскажите о запуске «Тикетона». Сложно ли было приучить людей покупать билеты онлайн?

«Тикетон» стал стартом для создания нового рынка онлайн-продаж. Мы стали первыми, кто запустил электронные билеты на культурные мероприятия в коммерческую эксплуатацию. На начальных этапах мы столкнулись с распространенной ситуацией – когда ты только делишься идеей с людьми, они очень активно поддерживают ее на словах. Но, как показывает практика, на деле их оказываются единицы. Остальным это пока не надо, они еще не разобрались, как это работает. Пока пройдет процесс обучения и привыкания, проходит много времени. Тем более если человек собрался в кино, поначалу ему без разницы, где покупать билет – онлайн или на кассе.

А как обстояло дело с «Авиатой»?

С «Авиатой» все было проще. Людям действительно удобно оплатить билет онлайн, не ездить при этом на кассу, не тратить время на очереди.

Люди не боялись покупать билеты онлайн за достаточно большую сумму?

Безусловно, у многих был страх, недоверие к сервису, и в этом и заключалась одна из основных сложностей. Клиенты поначалу звонили и спрашивали: «Вы существуете?». И услышав на том конце провода наших операторов, убеждались в том, что это не сомнительный сайт.

Как вы считаете, есть ли такая тенденция, что люди покупают билеты онлайн в основном в Алматы и в Астане? В других городах ваш сервис так же популярен?

Даже в Алматы этот рынок еще не до конца созрел, хотя, конечно, здесь наибольшее количество людей, которые делают покупки в Интернете. Тем не менее, в других городах есть огромный потенциал для развития онлайн-продаж билетов.

На сегодняшний день у «Авиаты» есть крупные конкуренты?

Сейчас мы являемся крупнейшей компанией в своем сегменте. Даже в рейтинге Forbes можно увидеть, что мы обгоняем ближайшего конкурента процентов на 50. Структура этого рынка такова, что если существуют два-три крупных игрока, то они захватывают все пространство. У остальных очень мало возможностей зарабатывать в таких условиях.

Как, в таком случае, выбиться в тройку лидеров?

Если говорить в целом - нужно обратить внимание на ниши, которые еще недостаточно охвачены. К примеру, в Казахстане пока что нет крупного онлайн-магазина детских товаров или игрушек, эта ниша не охвачена. А есть такие ниши, которые в маркетинге называют «красный океан», где сражаются несколько монстров. Делать там обычно нечего. Но возможны случаи, когда у вас есть шанс открыть новую нишу из этого «красного океана». Отличный пример – есть крупный сервис бронирования отелей Booking.com, который пользуется весь мир. И тут появился AirBnB, который позволил людям арендовать квартиры, и это оказалось гораздо дешевле и комфортнее, чем останавливаться в отелях. Никто не ожидал такой популярности AirBnB – все думали, что от рынка бронирования гостиниц онлайн уже нечего ожидать.

Можете сказать, какой у «Авиаты» доход в месяц?

Я не могу раскрывать цифры, но условно могу сказать, что в день «Авиата» заполняет десять самолетов. Наша команда состоит из 50 человек, проект полностью самоокупаемый, и сейчас мы уже можем рассматривать другие рынки.

Почему авиабилеты покупают на сайте чаще, чем железнодорожные?

Возможно, потому, что люди, которые привыкли пользоваться компьютером, смартфоном и делать покупки через них, чаще летают на самолетах, нежели ездят на поездах. Но у сферы продажи железнодорожных билетов в Интернете огромный потенциал, возможно, в скором времени билеты на поезда будут раскупаться даже в больших количествах, чем авиабилеты.

За какой срок вы вышли на самоокупаемость?

Почти сразу – месяцев через восемь после запуска проекта. Очень часто предприниматели сжигают много денег на начальных этапах, потом несколько лет уходит на возврат инвестиций. Мы же сразу сопоставили свои ежемесячные расходы и доходы. Если мы теряли, то не критически большие суммы. И расширялись осторожно, по мере возрастания доходов. Сейчас объем наших продаж можно сравнить с объемом продаж 50 уличных авиакасс. То есть наша команда из 50 человек продает столько же, сколько 50 авиакасс, в которых работают по несколько сотрудников. Поэтому мы можем позволить себе сделать стоимость авиабилетов ниже, чем во многих авиакассах.

Какое у онлайн-коммерции будущее в Казахстане?

Это опять же зависит от отрасли. Авиабилеты однозначно будут активно перетекать в онлайн-сферу. Продажа одежды тоже, но с меньшей скоростью, потому что всегда будут люди, которым доставляет удовольствие ходить по магазинам, иметь возможность примерить вещь. Но в целом потенциал коммерческих проектов в Интернете огромный.

У вас уже есть идеи для новых проектов?

Идеи есть всегда, но для нас сейчас приоритетнее развить «Авиату» настолько, насколько это возможно. Во-первых, на трэвел-рынке еще есть возможности для революции. Это как с такси – появился Uber, и все увидели, как можно сделать эту услугу лучше. Во-вторых, мы выигрываем за счет дополнительного сервиса. Агенты «Авиаты» стремятся сделать ваше путешествие максимально комфортным – они не просто продают билеты, но и помогают решить вопросы с обменом и возвратом, заказать спецпитание – халал или кошерное, к примеру, или коляску для больного, кроме того, согласовывают провоз нестандартных предметов, на тот случай, если клиент хочет взять с собой контрабас, серфинг-доски, кошку, собаку, да что угодно. Это одна из наших основных ценностей. И, наконец, мы планируем выйти на рынки других стран и заявить о себе. Причем сделать это не только для галочки, а действительно занять устойчивую позицию на рынке.  


Просмотров: 11480   Комментариев:

Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/418/


NEW
Похожие записи