Взгляд архитектора на окружающее пространство отличается от того, что видит глаз обычного человека. Основатель дизайн-студии Levelstudio Бекзат Аманжол ответил на вопросы об облике Алматы, культурных запросах горожан и статусе профессии архитектора в Казахстане.
Архитектура – достаточно точная наука. Как она соотносится с искусством? Применимо ли к Вам реноме «художник» в более широком смысле слова?
Архитектура как вид деятельности очень плотно граничит с искусством, при всей своей технической оснащенности. Именно эстетическая составляющая здесь одна из самых важных. Определение архитектуры так и звучит: «Создание материальной среды вокруг человека, которая отвечает эстетическим воззрениям общества». Просто творческой личностью себя может считать каждый человек. Даже математик, например. Но быть художником – это что-то совершенно другое.
Многие представители креативных специальностей позволяют себе опаздывать на работу и другие вольности, объясняя это тем, что живут по вдохновению. Вам это близко?
Это вопрос дисциплины. На самом деле на эту тему очень много спекуляций, но правда в том, что любой творческий проект (архитектурный, дизайнерский, музыкальный или любой другой) должен на 90% состоять из труда. Поэтому, я считаю, что дело не в профессии, а в дисциплине человека.
Как Вам архитектура Алматы? Что для нее характерно?
Отношусь к ней хорошо. Я бы сказал, что в целом ее отличает душевность. Меня не устраивает только экология. Город изначально не был рассчитан на такое большое количество личного автотранспорта, поэтому сильно загазован. Думаю, нужно решить вопрос с общественным транспортом, чтобы алматинцам было удобно передвигаться по городу не только на личных автомобилях. Тогда и вопрос экологии, как мне кажется, решился бы.
Чего, на Ваш взгляд, не хватает городу в архитектурном плане?
Культурных и спортивных объектов. Все, что связано с этими видами досуга горожан. Сейчас все привыкли к отдыху в торговых центрах. Такое времяпрепровождение на руку бизнесу, но людей оно мало развивает. Под культурными объектами, которых недостает, я имею в виду музеи, театры и все, что связано с духовным развитием человека.
Можете ли Вы выделить какие-то заграничные культурные объекты?
Первое, что бросается в глаза у нас – это отсутствие центра современного искусства. Мы считаем себя развитой страной, но в любом развитом обществе есть хотя бы один центр современного искусства. Это может быть государственный центр, как музей Гуггейнхейма или какой-то контркультурный объект, отрицающий существующую парадигму культуры. У нас нет ни того, ни другого. Как пример, мне нравятся арт-кластеры в Москве.
Многие горожане ностальгируют по старой Алма-Ате. Согласны ли Вы с тем, что новые здания негармонично вписываются в облик города?
Архитектура отвечает требованиям общества и просто не может быть чем-то отдельным от духовных, эстетических и функциональных требований горожан. Если у нас в городе в течение двух лет появляется пять торговых центров и ни одного культурного сооружения – это говорит о потребностях людей. Конечно, я против появления в таком количестве букмекерских контор, совершенно не нужных торговых центров, но скорее всего они возникают только потому, что есть запрос в обществе. Нужно поднять культурный уровень самих горожан, чтобы город развивался в другом направлении.
Осуществимая ли эта задача?
Конечно. На самом деле в культурном развитии нет пределов. Но в Алматы для людей, которые не имеют отношения к культуре на профессиональном уровне, элементарно не хватает площадок для проведения арт-мероприятий. Наш город пока не готов к тому, чтобы культурный уровень горожан рос. Мне нравится концепция, применяемая в Европе, когда один из городов назначают культурной столицей. Это правильно, тогда города в культурном аспекте начинают развиваться семимильными шагами.
Откуда Вы черпаете вдохновение для работы?
Отовсюду. В зависимости от проекта. Есть такие идеи, которые предназначены только для одного места и нигде не могут быть повторены. К примеру, мне нравится проект на «Красном Октябре» в Москве или институт «Стрелка», но если их перенести в Алматы, они не произведут такого же впечатления, потому что у нас своя специфика. Поэтому я пытаюсь изучать опыт не только какой-то одной страны, а смотрю, что вообще происходит в мире.
А можете ли Вы вдохновиться прочитанной книгой или музыкой?
Как я говорил ранее, успешность любой работы заключается в упорном труде. Поэтому мне нет необходимости черпать вдохновение для эффективной работы. Я предпочитаю расширять свой багаж знаний и поэтому читаю профессиональную литературу, на художественную банально не хватает времени. Конечно, я люблю музыку, но слушаю ее в свое удовольствие и в зависимости от настроения. Если не затрагивать рабочую деятельность, то меня воодушевляет вид наших гор, от него захватывает дух.
Сейчас Вы работаете в Levelstudio. Вы ее основатель. Могли бы Вы рассказать подробнее о проектах и специфике Вашей компании?
Она была основана в 2006 г. В этом году Levelstudio отмечает круглую дату. В целом мы ориентированы на современный и функциональный дизайн. В своих проектах стараемся сначала сделать функциональную архитектуру, а потом насыщать ее идеологией. Кредо нашей компании – браться за проекты, только если в них есть какая-то особенность, будь это квартира, ресторан или торговый центр. Мы сделали самый интерактивный и высокотехнологичный музей в стране по заказу нашего клиента АО «ЭмбаМунайГаз», который находится в Атырау, проектировали самый успешный некогда летний ресторан «Теплица», разрабатывали концепцию застройки МЦПС «Хоргос» на границе с Китаем.
А кто Ваши заказчики?
Около 70% заказов поступают к нам от частных лиц: коттеджи, дома, квартиры. Остальные 30% приходятся на клиентов, с которыми мы работаем на постоянной основе. Среди них TS Development, AB Restaraunts, строительная компания «Базис-А» и другие. Есть и госзаказы.
Насколько востребованы услуги архитекторов в Казахстане?
Очень востребованы. Дело в том, что у нас граждане любят менять атмосферу вокруг себя, достаточно часто покупают новое жилье. Я даже где-то при светских разговорах услышал, что жить на одном месте больше 10 лет – моветон. Это действительно отражает нашу реальность. У нас люди, если не переезжают, то раз в несколько лет делают ремонт – перекрашивают стены, переставляют мебель с места на место. Даже во времена кризиса ничего не изменилось.
Вы уже говорили, что беретесь за проекты, если в них есть идея. А были ли такие проекты, над которыми Вы работали, но они Вам не нравились?
Конечно, были. Но это больше исключение из правил. В основном мы беремся только за те проекты, которые нам нравятся. Ради денег не работаем. Это третье кредо нашей компании, после функциональности и идеи. Нам важно получать удовольствие от того, что мы делаем. У нас часто бывают брейн-сторминги, и они всегда проходят очень эмоционально. Каждый проект мы делаем как последний. Это то, что выделяет нас на фоне огромного количества компаний.
В Казахстане такой менталитет, что работа в основном воспринимается только как средство заработка денег. Насколько рентабелен такой подход, как у Вашей компании?
Дизайн можно отнести к достаточно специфическому ремеслу. Когда человек знает, что может у кого-то заказать красивую обувь, то будет возвращаться к этому мастеру. Люди, которые к нам один раз обращаются, потом делают это повторно. Хотя наши услуги стоят не дешево.
Несколько лет назад я отказался от бесплатных проектов. Как показала практика, далеко не все ценят то, что достается даром. А мы, прежде чем сделать любое предложение, глубоко погружаемся в тему, делаем сравнительный анализ и только потом предлагаем решения, которые были бы объективны для того или иного проекта. Это очень сложная работа, это не все понимают.
Вообще я долго сражаюсь за статус профессии архитектора в Казахстане. У нас и дизайнеры, и архитекторы – это никто. Хотя профессии очень значимые, наряду с профессией врача. Так, человек может жить в такой среде, которая будет очень плохо на него влиять, но не знать этого. Расстановка мебели, цвет, используемый в оформлении, оказывают то или иное воздействие на психику.
Какие у Вас планы на будущее? Где Вы видите Levelstudio через пять лет?
Очень глобальный проект. Сейчас плотно занимаемся переводом процесса проектирования дизайна в онлайн-среду. Хотим сделать дизайн доступным по цене и по технологиям, чтобы каждый человек имел возможность получить продукт дизайна быстро и недорого. С учетом проблем статуса профессии в Казахстане – это очень актуально.
Что касается меня самого, то меня моя позиция устраивает. Через пять лет я вижу себя руководителем компании Levelstudio, архитектором, дизайнером, который занимается тем, что ему нравится.
Что Вы можете посоветовать тем, кто хочет стать архитектором?
На мой взгляд, в большей степени все зависит от уровня студента, а не от места, где он учится. Человек, окончивший КазГАСА, может достичь больших успехов, чем человек, который окончил Гарвардский университет. В Казахстане есть несколько институтов, где можно освоить профессию. Это Карагандинский архитектурный институт, КазГАСА, наш Технический университет им. Сатпаева, где есть факультет архитектуры и дизайна. Методика образования в принципе везде одинаковая, литература в свободном доступе. Вопрос только в личном отношении человека к образованию. Если не ходить на занятия для галочки, а заниматься, то бренд институции не имеет никакого особого значения.
А что делать тем, кто только что окончил учебное заведение?
Я рекомендую пять лет практики в практикующей компании, ни в коем случае не открывать свою студию. Это то, чего мне сейчас самому не хватает. А так в Казахстане зарегистрировано свыше 3 000 компаний. С трудоустройством сейчас проблем, я думаю, нет.