Как алматинцы наладили экологичное производство цемента без пыли

Автор: hommes,

Добавлено: 2 июня 2017 г. в Бизнес.

Просмотров: 554   Комментариев:

ТОО «Салават-БС» на казахстанском рынке работает уже второе десятилетие, зарекомендовав себя не только поставщиком основы железобетона местного производства, но и успешной строительной фирмой. Как овладеть искусством «воротить цемента тонны, не пыля им на весь город», рассказал ее главный инженер Турсын Асанов.


Что-то не верится, что в Алматы при таких цементо-тоннах можно не «пылить» город. Как вам это удается?

Не «пылим», потому что используем современные технологии разгрузки и фасовки. Вышло время, когда можно было работать «по старинке» – киркой да лопатой. В какой-то мере «старинка» дешевле, но в конкурентной среде рынок такого не простит – обанкротитесь. Дело в том, что проблема имеет две составляющие: экономическую и экологическую. Причем последняя постепенно превалирует над «чистоганом». В экономически развитых странах это поняли еще в прошлом веке. Мы, к сожалению, несколько запаздываем. Пора уже мыслить иными категориями, где в приоритете – люди.

Подробнее, пожалуйста!

«Пыльная» тема возникала уже на первой стадии производства, когда цемент из вагона нужно как можно быстрее перегрузить в бункер. Вообще-то, осваивали цементный бизнес еще в 90-х. Это сегодня мы успешная производственная компания, имеющая еще и собственную строительную фирму «Салават-Строй». А ведь поначалу промышляли мелким оптом фасованного цемента. К поставленной цели двигались постепенно. Развитие пошло с 2002 года, когда на другой территории арендовали маленький бетонно-смесительный узел (БСУ) для отпуска товарного бетона городским предприятиям и стройорганизациям. На этой же базе в «Айнабулаке» стали работать «по-крупному» только с 2005 года, построив железнодорожный тупик, установив цементные бочки для хранения сырья, и стали получать цемент вагонами. Так сложилось, что много лет наше производство было сопряжено как с сильным запылением, так и потерей самого цемента. Ведь зачастую приходилось перегружать сырье в 4 «силоса» объемом по 320 тонн.

Аналогичная ситуация была вокруг да около нашего первого БСУ. Цемент к нему из хранилища возили автомашинами. Заполнение ингредиентом происходило с помощью насоса через шланг. После цемент разгружали подобным образом. В итоге, мы тогда теряли и цемент, и время, и силы. Кроме того, снижался ресурс автомашин, которые довольно часто выходили из строя. Плюс ко всему, нашим сотрудникам приходилось трудиться в условиях сильного запыления, что сказывалось на их здоровье. Со временем поставили перекачивающее оборудование, немецкие насосы и построили трубопровод. Теперь из хранилища качаем напрямую, по трубам без потерь и трудозатрат. Процесс обслуживает один человек, а пропускная способность 80-90 тонн в час.

Много ли сырья теряли?

По нормам допустима потеря в 1%. Например, 100 тонн разгрузили, из них «улетела» целая тонна. Но когда пыль разлетается, теряется не только цемент – загрязняется экология. Теперь мы этого практически избегаем, цемент остается у нас и воздух чистый. Как вы понимаете, это деньги и немалые.

Сложно было решать задачу?

Скажем так, непросто. Для минимизации потерь сегодня применяют разные способы: место разгрузки огораживают специальными шторами, закрывают двери. Но это неудобно – нужно отцеплять вагоны, транспортировать, на что уходит масса усилий и времени. Ну, представьте, если на разгрузку приходит сразу пять вагонов? Решили проблему с помощью австрийской технологии. Списались с московским представительством компании-производителя, где специально для нашей компании рассчитали необходимые параметры и подобрали соответствующее обеспыливающее оборудование. Как видите, теперь работаем без пыли.

И по какому же принципу работает ваше приобретение?

По принципу пылесоса: через две трубы большого диаметра втягивается воздух с цементной пылью. Далее цемент оседает на тканевом фильтре и с определенным интервалом автоматически производится сброс. Таким образом, практически вся пыль попадает в систему. Потери сократились на 98%. И убытков меньше, и люди дышат чистым воздухом. Это ведь здорово – и экологию не загрязняем, и сотрудников, которых у нас порядка 150, приучаем к чистоте. Поверьте, людей такой подход сильно дисциплинирует. Технологию смело рекомендую предприятиям с аналогичным профилем. Хотя оборудование и дорогое, но оно того стоит.

Сам цемент берете где? В Алматы, как известно, его не готовят. Различается ли он в зависимости от региона?

Цемент приходит из Жамбыла, Караганды, Семея. На каждом предприятии, разумеется, есть свои нюансы. Но для рядового предприятия они незаметны – качество всегда хорошее.

А во что пакуете товар?

Упаковка особая – клапанные мешки, у которых этот самый клапан закрывается автоматически и препятствует высыпанию цемента. В основном российского производства. В Казахстане нет столько белой бумаги, пригодной для печати наших мешков. Пытались найти местных поставщиков или в ближнем Китае, но пока поиски успехом не увенчались – нет высококачественного сырья в большом объеме. Впрочем, качеством товара российских производителей мы довольны. Интересно, что они находятся аж в Карелии. Иногда мешки заказываем в Польше. К слову, нашу продукцию на рынке узнают именно по мешкам. Потребители довольно часто спрашивают у продавцов: где «Салават»? Уже привыкли. Вот теперь и держим марку, как бы ни было сложно.

Клиентскую базу не раскроете?

У нас много оптовых потребителей, которые после реализуют цемент на рынке в розницу. Есть организации, закупающие его крупными партиями на стройки. Вот им мы уже своими 40-тонными цементовозами осуществляем доставку. В случае больших объемов цемент отпускается россыпью.

Кроме цемента, вы отпускаете еще и бетон…

Да. У нас два немецких бетонных узла на 2 и 3 куба, 5 бетонных и 300 тонарных насосов, порядка 35 миксеров на линии. Имеющееся оборудование способно производить 180 кубов бетона в час. Так что мы готовы оказать полный спектр услуг и в значительном объеме. Поэтому организации, которые заливают монолит, часто обращаются к нам – качество хорошее, большие объемы, достаточно транспорта и техники.

Поговаривают, что ваша фирма предпочитает исключительно западные технологии и технику. Почему? Разве китайское не дешевле?

Мы действительно работаем только на европейском оборудовании: Австрия, Германия, Швеция. Основная техника – немецкая, автомашины – шведские. Хоть цены и высоки, но и качество соответствующее. Надо понимать, что модернизировать можно любой сложный процесс – все дело в правильно подобранной технике.

Бывают ли заказы, когда оборудование работает «по полной программе»?

Да. Все зависит от типа объекта, от того, что «заливается». Если это плита многоэтажного дома или цокольный этаж, там от 1,5 тыс. до 3 тыс. кубов требуется. Например, недавно мост «заливали» на «Домилионе» (ТРЦ по проспекту Рыскулова – авт.) – там вышло порядка 3 тыс. кубов. Работали без остановки полторы суток, потому что при заливке монолита нельзя «растянуть» работу – пострадает качество, необходимо беспрерывно заливать до завершения.

Сейчас работаете на проектной мощности?

Нет. Мы-то готовы отпускать, но платежеспособность потребителей оставляет желать лучшего. Строительный сезон только начался, и хотя многим заказчикам нужен бетон, средств у них на приобретение не хватает. Поэтому и сдерживаем объемы, ждем, что называется, лучших времен. Пока же фасуем порядка 3 тыс. мешков в сутки. В пиковый период суточная «норма» – 15 тыс. мешков. Вообще, работаем, как в ресторане – «до последнего клиента» – пока не загрузим, не расфасуем необходимый объем остаемся на работе.

По бетону тоже работаете в полсилы?

Аналогично. Сегодня, например, всего 500 кубов, для нас это небольшой объем. Позавчера 1,7 тыс. кубов заказали, это много, мы справились и уже в 3 часа ночи отгрузили последнюю партию. Работаем по заказам, по потребности.

Ваше производство занимает почти 2 га, много нового, современного оборудования, большие объемы… Вас кто-то поддерживает?

Не скрою, очень сильно помогли городские власти, включив нас в проект «Дорожная карта бизнеса 2020». Именно за счет этой поддержки покупка и установка обеспыливающего оборудовании стала реальностью. Я далек от мысли идеализировать чиновников, но, как ни странно, представители акимата у нас гости не редкие – интересуются, есть ли проблемы, по возможности помогают в их устранении. Хотелось бы, чтобы производственникам в тяжелые моменты оказывалось больше внимания. Ведь именно производство пополняет казну в виде налогов.

Автор: Анна Шаповалова


Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/796/


NEW
ТОП
Похожие записи