Как 20-летний алматинец возглавил «Яндекс.Такси» в Казахстане

Автор: Онель Китапбаева

Добавлено: 30 октября 2017 г. в Персоны, Бизнес.

Просмотров: 2010   Комментариев:

222-5.jpg

Тамирлану Шапиеву 21 год, и он уже стал генеральным директором казахстанского представительства одного из самых быстроразвивающихся стартапов в СНГ – «Яндекс.Такси Казахстан». Он из того поколения молодых людей, которые получили образование за границей, вернулись в Казахстан и используют свои знания для того, чтобы сделать отечественные продукты и услуги даже лучше, чем в Европе и Америке. Быстро подняться на стартапах – абсолютно реально, в этом Тамирлан убедился на собственном опыте, и поделился им в нашем интервью.


Тамирлан, расскажите немного о себе и о том, как вы пришли в компанию «Яндекс.Такси»?

По образованию я финансист – закончил колледж в Йорке и Kings College University в Лондоне. В общей сложности, проучился в Англии пять лет. Во время учебы я стажировался в британских банках, в отделе казначейства, также у меня есть опыт практики в KazInvestBank. Но проходя стажировку, я понял, что работа в банковском секторе – это не то, чем я хотел бы заниматься. Мне хотелось попробовать себя в развитии бизнеса, в стартапах. После окончания университета я вернулся в Алматы, и случайным образом попал в компанию Uber. Это был июль прошлого года, Uber только появился в Алматы, их офис находился в «Рахат Паласе». Я просто зашел туда пообедать, увидел офис Uber, и зашел посмотреть, что у них происходит. Тогда как раз шел набор водителей, и мне сказали, что у них открыта вакансия маркетолога операционного координатора. Так я попал в сферу стартапов. В Uber я проработал полгода, после чего перешел в «Яндекс.Такси», и работаю здесь с начала 2017 года.

И за такой короткий срок стали генеральным директором компании в Казахстане. У вас молодой коллектив?

На данный момент я самый молодой руководитель в компании «Яндекс.Такси» по всем странам и регионам. Следующий после меня – директор компании в Армении, ему 24 года.

Не сложно руководить людьми старше вас по возрасту?

В этом плане «Яндекс.Такси» - очень комфортная для работы компания. У нас не такая сильная иерархия, как, например, в национальных компаниях. У нас компания вроде глобального Google – все обращаются друг к другу на «ты», мы можем в любой момент обратиться к нашему руководителю сервиса, написать ему в Телеграм, он всегда открыт и готов помочь с решением любого вопроса. То есть в компании отлично построена коммуникация, нет никаких барьеров. Даже головной офис в Москве у нас в формате опенспейс, где генеральный директор сидит в центре, у него такой же стол, стул и компьютер, как и у всех сотрудников, он обедает вместе со всеми. Мне кажется, это лучший формат взаимоотношений между руководителем и сотрудниками.

Были ли какие-нибудь сложности с запуском «Яндекс.Такси» на рынке Казахстана?

Сложностей не было, Алматы принял нас очень хорошо. Мы даже не ожидали такого быстрого и хорошего результата. Казахстан был одним из рынков, на котором «Яндекс.Такси» хотел зайти громко, чтобы о нас сразу начали говорить. Поэтому в рамках рекламной акции у нас можно было первые дни заказать поездку на "Бентли", "Гелендвагенах", "Хаммерах" и других люксовых автомобилях. Они работали в режиме такси полную дневную смену. Тогда это было очень круто, можно было проехать на люксовом автомобиле всего за 100 тенге! Все фотографировались возле машин, они были забрендированы, Фейсбук просто гремел. Когда акция закончилась, люди спрашивали, куда же пропали эти машины.

Людям не понравилось пересаживаться из "Гелендвагена" в "Ладу Гранта"?

Однозначно (смеется). На самом деле, любовь казахстанцев к люксовым автомобилям – одна из самых известных особенностей нашего менталитета. Когда мы только собирались заходить, все спрашивали, будут ли у нас автомобили премиум-класса, поэтому мы запустили отдельный продукт – «Бизнес». Но на самом деле, спрос на машины категории «Эконом» в разы превосходит спрос на автомобили категории «Бизнес». Люди выбирают то, что дешевле.

Крупные агрегаторы за короткое время приучили казахстанцев к удобству мобильных приложений по вызову такси. Какие преимущества есть у «Яндекса», ведь ваш сервис появился в Казахстане относительно недавно?

Наше ключевое преимущество в том, что мы подключили регионы. Если большинство работает в двух-трех городах, то «Яндекс.Такси» сейчас работает уже в десяти городах. В ближайших планах – охватит все города с населением больше 100 000 человек. И знаете, в небольших городах люди пользуются услугами такси активнее, чем даже в Алматы. Мы не были уверены в том, что «Яндекс.Такси» будет востребован в регионах, потому что для использования приложений необходим смартфон, доступ к мобильному Интернету. Как оказалось, именно в небольших городах степень использования смартфонов у населения очень высока. За счет географического охвата мы значительно опережаем своих конкурентов. Это очень удобно, в какой бы город человек не приехал, он может рассчитывать на определенные стандарты. Кроме того, в отличие от других сервисов онлайн-заказа такси, мы работаем не напрямую с водителями-частниками, а с автопарками, юридическими лицами. Сейчас мы сотрудничаем более, чем с 20 автопарками. К примеру, «Эко Такси», «City Taxi» - те парки, большая часть которых ездит с «Яндексом», а не на своих заказах. С нами они зарабатывают больше. Хотя благодаря нашим технологиям, которые снижают длительность поездки, время простоя и холостого пробега, для клиента мы выгоднее, чем традиционное такси.

Не сложно ли контролировать качество услуг, работая с автопарками?

Наоборот, мы уделяем огромное внимание качеству услуг. На наш взгляд, хороший сервис – это когда машина приезжает быстро и отвозит за невысокую цену. Что касается первого, то за счет наших технологий у нас рекордное время подачи автомобиля, короче длительность поездки, время простоя и холостого пробега, поэтому поездка обходится дешевле, чем на традиционном такси. Некоторые пользователи жалуются, что приезжают не такие новые машины, как им хотелось бы. Мы думаем над тем, как помочь нашим партнерам привлечь побольше новых автомобилей. Но даже если машины не новая, мы тщательно следим за тем, чтобы водители поддерживали их в хорошем состоянии. У нас есть такой инструмент, как фотоконтроль – водитель должен каждые три дня фотографировать свой автомобиль изнутри и снаружи, вместе с багажником, и отправляет снимки в нашу службу поддержки. Если мы видим, допустим, трещину на стекле, поломки в салоне или вмятину на кузове, то просим исправить эти недочеты, и после их устранения машина вновь может выйти на линию. Также водитель каждые три дня отправляет нам фото своего удостоверения и прав – мы контролируем, чтобы его документы были в порядке.

Хотелось бы узнать новости о слиянии Uber и «Яндекс.Такси», о котором объявили в июле этого года. Какие изменения ждут пользователей?

Для пользователей обоих сервисов никаких изменений не будет – для заказа такси по-прежнему будут доступны и Uber, и «Яндекс.Такси». Но водители будут объединены в единую платформу, что позволит им получать заказы от пользователей обоих сервисов, и, соответственно, позволит получать больше заказов в час. Также уже есть договоренность с Uber о роуминговом соглашении во всех странах, где работает сервис. Таким образом, вы сможете пользоваться приложением «Яндекс.Такси» в тех странах, где представлен Uber.

Пока что можно сказать только то, что объединение существенно увеличит количество доступных машин, сократит время ожидания и холостого пробега в час, что даст возможность сохранить пассажирам доступную стоимость поездки.

Сейчас можно заметить, что официальные такси и приложения смещают частников на дорогах Алматы. Хотя еще год назад казалось, что голосующие люди и частные такси – это неотъемлемая часть алматинского колорита.

На самом деле, частными такси сейчас действительно пользуются заметно меньше. В Москве лет пять-семь назад ситуация была очень похожей. Так называемая «индустрия бордюра» была очень развитой. Но в Москве государство начало больше регулировать этот вопрос, штрафовать частников, проверять их лицензии. С появлением «Яндекс.Такси» в России поездки на такси стали намного дешевле. «Индустрия бордюра» существовала не потому, что это комфортно, а потому, что это было недорого. Сейчас благодаря своим технологиям «Яндекс.Такси» не просто сделал поездки выгодными - сервис еще и следит за их безопасностью, поэтому «бордюрные такси» начали вымирать. То же самое мы сейчас наблюдаем и в Алматы.

Сколько человек работают у вас в команде?

В Казахстане – всего 14 человек, включая службу поддержки, службу обучения водителей. То есть у нас совсем небольшая команда, которая управляет крупным стартапом.

Вы сами пользуетесь «Яндексом»?

Да, регулярно. Философия «Яндекс.Такси» заключается в том, что наш главный конкурент – не классическое такси, а личный автомобиль. Одна из компаний «Большой четверки» проводила исследование, согласно которому выяснилось, что собственный автомобиль как актив капитализируется всего на 4%. Большую часть времени он стоит, то есть не оправдывает вложенные в покупку средства. Он требует заправки, выплаты налогов, технического обслуживания. Пользоваться личным автомобилем невыгодно, поэтому мы верим, что люди должны больше пользоваться такими сервисами, как «Яндекс.Такси» и Uber. Я стараюсь передвигаться в основном на «Яндекс.Такси». У нас в офисе даже нет своей парковки, чтобы мотивировать сотрудников ездить на такси.

А свой автомобиль у вас есть?

Да, даже два. Но мне важно пользоваться «Яндексом», чтобы лучше знать свой продукт, получать обратную связь от водителей, понимать, как работает сервис.

По вашему опыту, такси экономичнее, чем собственный автомобиль?

Конечно, зависит от автомобиля, но я считаю, что в среднем передвигаться на такси выгоднее. Учитывая, что сейчас в городе проблемы с бензином, становится больше платных парковок, пользоваться такси удобнее. Не нужно переживать за сохранность автомобиля, заботиться о заправке, чистоте, поиске парковочных мест. Вы сами активно пользуетесь мобильными приложениями по вызову такси?

Не очень часто, но пользуюсь.

Платите чаще картой или наличными?

Картой.

Одна из наших проблем в том, что не все таксопарки подключены к функции безналичного расчета. Если вы указываете способ оплаты наличными, машина найдется быстрее. Но сейчас мы работаем над решением этого вопроса.

Есть ли различия в сервисе в Казахстане и за границей?

Возможно, только в плане возраста и состояния машин есть небольшие отличия. В Москве и в Санкт-Петербурге ездят новые Hundai Accent, Renault Logan, и другие. В Алматы ограничения по автомобилям более лояльные в виду специфики рынка. Мы сейчас активно занимаемся качеством – помогаем таксопаркам с обновлениями машин. Но в целом, отвечая на ваш вопрос, качество сервиса, если мы говорим об отношении водителя к клиенту, скорости подачи автомобиля, удобстве оплаты, - в Казахстане и в России на одном уровне.

Вы сейчас эффективно развиваете стартап международного уровня, а нет ли желания начать заниматься собственным бизнесом?

Желание есть, но, мне кажется, пока я не совсем готов к этому. Сейчас у меня есть возможность изучить бизнес-процессы изнутри, накопить опыт. Раньше мне казалось, что развивать стартап легче, но сейчас я вижу, сколько денег тратится на развитие сервиса, на инвестиции. Я понимаю, что сложно будет конкурировать с таким гигантом, как тот же самый наш «Яндекс.Такси», да и с локальными игроками – Chocolife.me, Aviata, если мы говорим об IT-стартапах. Но в будущем не исключено, что у меня будет свой бизнес. 


Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/983/


NEW
Похожие записи