Канат Бейсекеев: "Что ни говори, я все-таки здешний пацан"

Автор: Айгерим Байзулина

Добавлено: 21 ноября 2017 г. в Персоны.

Просмотров: 2599   Комментариев:

poster2.jpg

Канат Бейсекеев – режиссер, журналист, оператор и сценарист. Человек, который известен многим, как автор документальных фильмов об истории эмигрантов из Казахстана за рубежом, рассказал L’Officiel Hommes о том, как неожиданно выиграл грант и нашел нишу, которая еще никем не занята, а также поделился мнением, почему современные insta форматы роликов должны быть ответственными перед молодежью.


Канат, если поделить вашу жизнь до того, как вы стали известны и после, в какой момент все в жизни поменялось?

В 19 лет. Я тогда попал на Voxpopuli – популярный интернет портал, который делает фото-репортажи, в принципе, всегда хотел там работать. История, как меня взяли на работу достаточно интересная, редакция хотела поэкспериментировать и дать шанс молодому парню стать профессионалом. Как творческая личность, я раскрылся только через полгода.

Насколько я знаю, у вас на тот момент не было профильного образования журналиста или фотографа?

Да, я учился на другой специальности, но потом перешёл на журналистику.

kana.jpg

Можно ли назвать ваше творчество призванием и тем, к чему вы внутренне пришли?

Не знаю, не могу точно ответить на этот вопрос. Если бы даже этого не произошло, я бы занимался тем, что приносит мне удовольствие. В плане творчества, на тот момент мне нравилось фотографировать, и я понял, что именно так могу обрести новые знакомства и получить опыт. Раньше социальные сети не были так популярны, поэтому в творческую «тусовку» зайти было сложнее. Я просто делал фотографии и даже не думал, будет ли это популярно. Сейчас понимаю, что нет ничего плохого в том, что я пропускал пары, работал, посвятил себя творчеству. С годами я связал два любимых жанра: режиссуру и журналистику.

Вы принципиальный человек?

Да, но при условии, если это не мешает чужой свободе.

DSC07077.jpg

Что было после Voxpopuli?

После Voxpopuli на четвертом курсе я выиграл грант на учебу в США. Тогда я просто зашёл в кабинет ректора и попросил разрешение уехать на год, но дистанционно закрывать дисциплины в своем университете. Удивительно, что меня поняли и дали разрешение так сделать. Если говорить подробнее о гранте, то я получил его от фонда «Сәби». Самое интересное, на тот момент у меня была девушка, все было классно. Я думал, зачем мне этот конкурс и Америка, был Voxpopuliу. Это явно была зона комфорта, потом мы с девушкой разошлись, что-то пошло не так, и я вспомнил про этот конкурс, подал заявку и выиграл грант от Фонда. Я, человек, который никогда в жизни не выиграл ничего, в принципе, считался неудачником в плане всяких конкурсов и тестов, человек, который не набрал нужного балла на ЕНТ, просто не мог поверить, что моя жизнь изменилась. Фонд «Сәби» - это проект Асель Имангалиевны. Она недавно посмотрела фильм «Бала» и позвонила мне, сказав, что я дал ей возможность ощутить, что она делает правильные вещи. Это был действительно трогательный момент, потому что на мне была большая ответственность оправдать доверие.

R1-04881-0005.jpg

Насколько было тяжело адаптироваться в другой стране?

Я бывал, но не жил за рубежом. И поверьте, до этого времени думал, что у меня более или менее отличный английский язык, но оказалось, что это вовсе не так. На парах в университете был локальный английский, это точно не уровень иностранцев. Я записывал на диктофон все разговоры, возвращался домой и переслушивал, пытаясь их понять. Иногда на занятиях засыпал, потому что тяжело было войти в колею. Прекрасно знал, что в Казахстане хорошо зарабатывать можно только на рекламе, поэтому пытался научиться делать коммерческие продукты. Наконец, когда пришло время сдавать финальную работу, я приготовил три образца для сдачи, где одна из историй была об эмигранте, девочке Диане. Сюжет там немного «гейский». Диана была моя подруга, которая вышла замуж за девушку. Я даже не задумывался об её ориентации. В Нью-Йорке мы уже с ней были друзьями около полугода. И как-то она меня познакомила со своей женой. Мы разговорились, я предложил сделать серию фотографий об их истории, она согласилась. Когда я показал эти кадры, преподаватель с которым у меня не были не очень хорошее отношения, сказал, чтобы я забыл про всё и продолжал снимать такие истории, что именно это у меня круто получается.

IMG_8270.jpg

Истории, которые вы снимаете, попадаются вам случайно или у вас есть определенный план?

Нет ни одной истории, которую я бы прочёл. Все основано на том, что я что-то услышал, увидел или встретил кого-то случайно.

Ощущаете ли вы, что достигли успеха и нашли себя?

Я до сих пор ищу себя. Отучившись в Нью-Йорке 10 месяцев, я приехал сюда и закончил университет. Ну и что делать… старая команда Voxpopuli распалась. Тогда планировал находиться в Казахстане и, пробыв здесь три с половиной месяца, уже начал снимать рекламу, всякие коммерческие вещи. Но понял, что это не то, чем я хочу заниматься. Дальше следовала депрессия, поэтому я решил, обратно поехать в Америку, после учебы мне дали год легально находиться и заниматься там творчеством. Я воспользовался этим шансом. Но второй год был сложнее, в основном это была не оплачиваемая работа. Я ассистировал в университете, где не платили деньги, а предоставляли возможность брать оборудование в аренду. За полгода работы только один раз использовал студию. Тогда у меня уже было понимание, кто и что такое эмигрант, как им живется в другой стране. Я начал писать свои колонки про таких людей.

А как появились серии видео проектов про эмигрантов?

Как-то я встретил дальнобойщика, и я уехал с ним на 16 дней колесить по всей Америке, из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Это был человек, которого я совершенно не знаю. Вначале не понятно, получится ли из этого что-то хорошее, сдружитесь или придется его терпеть, либо ты где-нибудь в Чикаго поссоришься и вернешься обратно. Мы познакомились с ним в баре, я знал, что он мой земляк и работает дальнобойщиком. Предложил ему снять историю про эмигранта, он согласился и мы отправились в путь. По дороге он рассказывал истории и показывал фотографии. Тот период был переломный, я не знал что делать, оставаться в Штатах или нет, чем заниматься, в кармане нет денег, жилье нужно оплачивать. Именно поездка с земляком-эмигрантом дала мне возможность подумать над этими вопросами.

На какую камеру вы снимали этот фильм?

Тогда у меня была моя фотокамера. Я всё делал сам: писал звук на айфон, попытался сделать его, как в кино. Интересно, что навыков этих у меня не было, были амбиции и желание. На обратном пути я уже начал монтировать, конечно, очень много чего не вошло в кадр, но когда я забрал фильм, понял что кажется, я сделал что-то иное, непохожее и очень крутое.

Кто ваш главный судья, кому вы покажите свою работу первым?

Тот, кто оказался рядом, иногда даже люди, которые вообще не с этой сферы. Главное, что мне самому будет нравиться. Когда вышел драфт на фильм «Бала», я сомневался в нём и решил показать его нескольким специалистам в своей сфере, все сказали классно, но один парень, который занимается монтажом, сказал что здесь не хватает каких-то моментов «может ты перемонтируешь?». Я ответил, что вряд ли буду что-то менять. Я просто снова уехал и переснял фильм.

У вас уже несколько историй, и все они безусловно интересны, а есть ли какая-то, которая оказала самое большое впечатление на вас?

Фильм «Освобожденная». Эта история вообще отличается от всех. Сюжет про женщину, которая освободилась из тюрьмы, и мы снимали её путь возвращение в семью и адаптацию к нормальной жизни. Я снимал в тюрьме, и поначалу сторонился ее, но с каждой минутой мы все больше находили с ней общий язык. Она знакомилась с новой жизнью вместе с нами, я ей рассказывал, какие новые слова сейчас говорят, что нового произошло за десять лет. То есть это история не чтобы повлияла на меня, она оставила много впечатлений после себя.

Чувствуете вы себя особенным после того, как вышла ваша серия фильмов, то есть это к вопросу, сравнения казахстанского кинематографа и то, что делает вы?

Особенным не считаю, просто делаю то, что может раньше никто не делал в таком ключе. Люди не думают, что простые истории можно круто подать.

Был ли вообще такой период, когда вы почувствовали себя популярным?

Да, было. В том году осенью, когда я вернулся, гулял по улице, люди подходили, чтобы сделать со мной фотографию. А недавно у меня был мастер-класс в одной студии. Рекламы особо не было, но пришло очень много людей.

На ваш взгляд, на каком уровне и как развивается кинематография и искусство фотографии в Казахстане?

Развивается не так быстро, все это единичные случаи. Лично я, будучи не режиссером-документалистом, сняв две короткометражные картины забрал эту нишу. Это говорит, о том, что все еще впереди у нашего Кинематографа.

IMG_8607.JPG

Насколько я знаю, такая медийная личность, как Алишер Еликбаев, сыграл в вашей жизни ключевую роль?

Мне было 19 лет, и он один из тех, кто старался мне помочь и поделиться знаниями. Никогда не было стыдно обратиться даже с самым смешным вопросом, например, что надеть кроссовки или туфли? Он всегда находил в этом юмор, с ним легко и комфортно. А насчет сына, эта отдельная история. Он, шутя, называл меня своим сыном, однако люди юмора не поняли и подумали, что это на самом деле так. Я могу сказать, что никогда не просил, чтобы он меня продвигал. У нас были рабочие взаимоотношения, которые переросли в дружбу и даже в родственную связь.

Есть ли ещё какая-то сфера деятельности, которую вы хотели бы освоить?

Я хочу продолжать снимать в этом жанре, но выбирать темы посложнее. Темы, которые надо снимать несколько лет. «Бала» - это первый фильм, который  по хронометражу больше остальных. Это был обоснованный риск, мне предлагали сделать серии, из сорока минут по шесть, но я сделал, так как я посчитал нужным и мне понравилось. Мне нравиться жанр, в котором я работаю, потому что четко выражается авторская линия. Есть единственный фильм "Промежуток / Gap Year" или Как уехать в кругосветку с 5000$ , где я повернул камеру и показал свое лицо. Раньше слышали только мой голос, а в этом фильме, я как второй герой. Все получилось неожиданно, друг сказал: «давай я тебя сниму». Уже потом, когда я монтировал, увидел, что можно так и завершить.

Из свежих работ, буквально на той неделе вышел новый фильм «Соседи». Делал я его совместно с «Green Penguin Media”. Это история о обманутых дольщиков, которые в итоге сами себе строят дом. Фильм отличается от прежних работ, тема здесь очень острая и щепетильная.

Что касается блогосферы, современных вайнов и всех трендовых веяний интернета, как вы к этому относитесь?

Когда изначально появились вайнеры, которые умещали в 15 секунд забавного видео, я следил за ними и мне это нравилось. Я был фанатом некоторых вайн проектов. Но, когда появилась минута, контракты и куча рекламы, мне показалось, что они не уважительно относится к своей аудитории и делают немного шлака. Тем не менее, это труд и творчество, которое ребята реализуют в раннем возрасте. И я это уважаю. Современная молодежь взрослеет на инстаграм страницах, сейчас появляется еще и Ютуб. Я не скажу что я их зритель, но тем не менее за некоторыми интересно наблюдать.

IMG_8695.JPG

Мне кажется, что они, как фастфуд их много, они актуальны, но это может быть и вредно. Многие смотрят новый ютюб формат, влог, вайн, пранки. Если людям это интересно смотреть, то создатели должны быть ответственны. То есть вы преподносите контент, и должны за него отвечать, так как вас смотрят миллионы. Самое печальное, что многие вайнеры и блогеры не понимают свою силу влияния. Из-за этого у меня такое скептическое отношение к современному юмору и многие ребята, кто занимает нишу инстаграма, об этом знают. Но на сегодняшний день большая сила в руках YouTube, становится сложнее делать свое видео. Я себя не считаю блогером, скорее я режиссер, который выставляется свой контент на ютубе.

1-9905.jpg

Сейчас вы выполняйте коммерческие заказы?

Я интегрирую рекламу в своих фильмах. Есть коммерческие проекты, на которых я могу зарабатывать. Их не так много, так как я принимаю ту коммерцию, которая мне нравится.

В какой стране в ближайшее время вы бы хотели побывать?

В Монголии.

Видите ли вы себя через пять лет в Казахстане?

Думаю, что я буду развиваться в США, но я никогда не смогу прервать свою связь с Казахстаном. Если бы я не скучал по семье и по Родине, я бы сюда не возвращался. Что не говори, я все-таки здешний пацан. 


Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/1025/


NEW
Похожие записи