Как экономист снял успешную криминальную драму со звездным актерским составом

photofacefun_com_1512384584.jpg

Олжас Ахметов — в прошлом преуспевающий экономист, а на сегодняшний день подающий большие надежды режиссер, чей первый полнометражный фильм – «Неделимое» – уже вышел на большие экраны. О том, как, будучи no-name режиссером, привлечь к участию в своей первой серьезной работе именитых актеров, каким образом создавать качественное кино при малых бюджетах и сжатых сроках, зачем менять свою судьбу, когда тебе уже 30 лет, читайте в эксклюзивном интервью Олжаса Ахметова для L’Officiel Hommes Kazakhstan.


Олжас, нам известно, что вы пришли в ряды кинематографистов из строительной области. С чем связан такой резкий поворот в вашей карьере и жизни в целом?

В строительной компании я был экономистом, который каждый день выполнял типичную офисную работу, перебирая кипу бумаг и ведя длительные телефонные переговоры. Скука смертная. Мне всегда хотелось заниматься творчеством, так как потенциал был и требовал своей реализации. Я множество раз прокручивал в голове мысль стать режиссером, уж больно импонировал мне этот образ. Более того, это профессия привлекала меня тем, что позволяла вести коммуникацию с большим количеством интересных людей, запечатлевать их эмоции. В этом есть некая магия. Около 5 лет назад захотел испытать себя в действии, сняв минутный социальный ролик. Однако показать его широкой публике не решился, видео так и осталось в закрытом доступе на YouTube, так как мне казалось, что ему чего-то не достает. Однако мечта, что в один день я могу стать своим среди кинематографистов не уходила из головы, хотя периодически и появлялись дурные мысли — да кому я там нужен? У меня ведь нет ни денег, ни образования. Так и продолжал бы ходить на свою основную работу, пока в моей жизни не произошёл переломный момент, после которого мой страх отступил. И я окончательно принял решение стать режиссером.

С чего же вы начинали свой путь?

Со съемки музыкальных клипов. Когда мы вместе с другом начали получать конкретные предложения на съемки музыкальных роликов, я ушел с работы. Тогда зарабатывал копейки, выручая определенную часть денег посредством сдачи профессионального оборудования в аренду другим видеографам. Иногда, чтобы набраться опыта, приходилось работать бесплатно. Весь свой заработок (очень мизерный на фоне затрат) тратил на обучение режиссерском ремеслу или же на покупку новой техники.

Где вы получали специализированное образование?

Я прошел девятимесячный курс в киношколе «Сталкер». Для меня обучение в этом заведении стало своего рода трамплином, так как я получил доступ на съемочные площадки и начал знакомиться с людьми из этой сферы. Появилось четкое понимание того, что такое кино и с чем его едят. Более того, если бы я не поступил туда, то не снял бы свою дипломную работу — короткометражный фильм под названием «Квартира 6». Если честно, от нее и зависело буду ли я продолжать развиваться в режиссуре или же мне лучше отступить и вернуться к прежней работе. Так как моя дебютная работа получила определенное признание среди зрителей и даже профессионалов и критиков, я понял, что нужно двигаться дальше.

122A7910.JPG

О чем же повествовал ваш фильм «Квартира 6»? Расскажите о нем подробнее.

Так как этот фильм стал моей дипломной работой при выпуске из киношколы, я был немного ограничен по времени при его реализации. Однако идея снять нечто подобное у меня была давно. Эта история о парне, который хотел покончить жизнь самоубийством, но ему постоянно кто-то мешал достичь своей цели. Его квартиру путали с квартирой №9, по той причине, что цифра «6» на его двери перевернулась и стала «9», вводя всех в заблуждение. Всего за 18 минут из человека с суицидальными наклонностями он нетипичным образом превращается в криминальную личность. Я рад, что Азамат Сатыбалды согласился сыграть в моем фильме, потому что такое перевоплощение главного персонажа картины — всегда вызов для актера. Фильм был камерным — все действие проходило в одной квартире, поэтому главный акцент ставился не на антураж, спецэффекты и прочее, а именно на актерскую игру.

Как вы оцениваете этот свой опыт?

В картине «Квартира 6» очень много ошибок. Можно было бы вывести ее на более качественный уровень, но мне помешали сжатые сроки и скромный бюджет. При этом большую часть времени я потратил на написание сценария. В целом, он составлялся по мотивам рассказа Расула Шыбынтая.

Вы старались попасть с этим фильмом на различные международные фестивали?

«Квартира 6» выиграла награду в номинации «Лучший сценарий» на фестивале короткометражных фильмов «Байконур». Картина также попала в шорт-лист международного фестиваля InternationalIndiaFilmFestival, который прошел в декабре в Индии. Но из-за премьеры «Неделимого» я не смогу лично представить картину на фестивале. Я был полностью поглощен работой над своей первой полнометражной лентой. По-моему, «Квартира 6» выжила из себя все, что от нее требовалось.

К слову, о фильме «Неделимое». У вас нет за плечами опыта съемок полного метра, почему же вы решили начать с такого тяжелого жанра, как криминальная драма с непростой психологической составляющей?

А каковы шансы начинающего тридцатилетнего режиссёра без образования и связей громко заявить о себе дебютной картиной? Правильно, практически никакие. Максимум можно стать очередным "деятелем искусства", чье творчество интересно лишь единицам или вовсе никому. У нас есть достаточное количество именитых режиссеров, титанов отечественной кинематографии, которые нашли собственную нишу и заступать на их территорию подобно смерти. Я долго размышлял над тем, как мне выделиться среди остальных. Так как мне очень нравилась идея камерного кино, которую я частично воплотил в фильме «Квартира 6», я подумал, что было бы круто сделать нечто подобное, но в более крупных масштабах - с хорошим бюджетом, мощным актёрским составом и оригинальным для казахстанского кино сценарием. Начал думать над темой, вокруг которой можно было бы создать конфликт и, конечно же, этим стержнем стали "деньги" - актуальная и бессмертная тема для всех наших современников и не только. Деньги - неотъемлемая часть нашей жизни, поэтому моей главной целью стало показать, как наличие или отсутствие финансов меняет человека, и на что готовы люди, чтобы сорвать большой куш.

премьера.jpg

Как вы писали сценарий? Помогал ли вам кто-то из профессиональных сценаристов? Как шла проработка персонажей?

Я поделился своей идеей с другом-сценаристом Дарыном Тохтаровым. Он на интуитивном уровне понимает все правила драматургии, поэтому его сценарии всегда завлекают с первых строк. Он предложил наделить каждого героя одним из смертных грехов и определенными отрицательными чертами (слабостями). По этой структуре мы и создавали наших персонажей, старались сделать их максимально разными и независимыми друг от друга. Думаю, у нас получилось. Среди наших персонажей есть и шизофреник, неуравновешенный психопат и очень алчный герой. В общем, множество совершенно разных и непохожих друг на друга типажей. При этом мы прописывали каждого героя под определенного актёра, и так получилось, что почти все, когда мы загадали, согласились на участие и сыграли наших героев.

Как вы смогли привлечь в свой дебютный фильм такое количество топовых актеров?

Это было несложно. Знаете, в фильме "Неделимое" есть очень подходящая для ответа на данный вопрос фраза: "Все мы люди - со всеми можно договориться». Придерживаясь этой позиции, мы и отправляли наш сценарий всем нашим именитым актёрам, причём фидбэк получали очень оперативно, так как все признавали высокое качество и продуманность нашего сценария. Абсолютно все потенциальные герои проявили желание встретиться и обговорить детали участия. К встрече с актерами я готовился основательно - ждал их в офисе с чаем и конфетами. С Нуржаном Садыбековом мы провели за чашкой чая полдня. Я пытался заразить своей идеей каждого актера, и, судя по всему, мне это удалось.

Какое главное требование вы выставляли актерам? Кому какая роль была отведена?

У нас получилось немного нестандартное кино, потому что мы отошли от схемы - положительный персонаж и его антагонист. У нас нет такого разделения, но есть конфликтная ситуация, вокруг которой развивается история и раскрывается характер каждого героя. При этом действия каждого персонажа имеют свои причинно-следственные связи, все, что они делают, происходит не просто так. К примеру, ранее Берик Айтжанов представал перед зрителями только в положительном ключе, но на этот раз он полностью сменил своё амплуа и выступил в роли отрицательного героя. Некую противоположность ему сыграет Азиз Бейшеналиев – он, кстати, тоже играет полицейского. А персонаж Ербола Семкулова создаёт контраст на фоне остальных, это я заметил ещё на кастинге актёров. Понимаете, он стройный, симпатичный, не такой брутальный, как другие, потому что его внешность по сравнению с остальными не выглядит так устрашающе. Мы собрали потрясающий актерский состав, поэтому единственным требованием к ним была - самоотдача и понимание своего персонажа, чтобы попытки оправдать его действия перед зрителями были правдоподобными. 

photofacefun_com_1512384584.jpg

Довольно брутальный мужской состав фильма разбавлен двумя героинями-девушками. Расскажите о них подробнее.

Жибек Жаппасбаева, каскадёр из Nomad Stunts, очень талантливая и многогранная девушка. В силу своей профессии она реалистично играет в экшн-сценах. На ее роль было несколько претенденток, но она понравилась мне ещё на первых пробах, а во второй раз я ее пригласил, чтобы убедить самого себя, что делаю правильный выбор. Вторая наша девушка - Алия Ахметова. У неё нет профессионального образования и актерского опыта, но так получилось, что когда мы с художником рисовали её персонаж, он сказал, что у него есть подруга со схожими чертами лица (Алия Ахметова) и действительно наш рисунок будто бы был ее автопортретом. Мы переговорили с ней по скайпу и уже на следующий день она приехала из Караганды в Алматы. Здесь она прошла курсы по актерскому мастерству у Рустама Сафарова, а на площадке ей помогали наши именитые актеры, так как каждый считал своим долгом дать дельный совет и помочь почувствовать "кадр". То есть у неё был преподавательский состав из самых топовых актеров Казахстана. Не всем так везёт! (Смеётся).

Вы давали свободу актерам, они могли импровизировать на площадке или вы строго придерживались сценария?

Безусловно, с творческими людьми по-другому нельзя. Например, вместе с Чингизом Капиным мы пытались понять, какой именно нам нужен шизофреник. Во время съемок он подкидывал разные варианты, перевоплощался, устраивая импровизации и подкидывая сюрпризы, что очень мне нравилось. Одно дело, когда я знаю, что будет происходит сейчас в кадре, а другое - когда вижу перед собой абсолютно новую сцену. Причём импровизировал каждый актёр без исключения, от этого кино и получилось таким выигрышным.

Многие актеры, уже ознакомившись с вашим сценарием, отмечали, что все описанное там очень напоминает сюжеты картин Квентина Тарантино. Льстит ли вам такое сравнение? Есть ли еще какие-нибудь режиссеры, на которых вы ориентируетесь?

Мое творчество держится на трех китах — Даррене Аронофски, Квентине Тарантино, Фрэнсисе Форде Коппола. Но на них опасно ориентироваться, ведь можно и не осилить всей гениальности этих гигантов мирового кино. В картине «Неделимое» есть элементы стиля Тарантино, однако у меня не было цели быть похожим на него. Я бы не хотел, чтобы люди говорили, что я пытаюсь копировать его, это в любом случае невозможно, я просто стремился снять достойное кино в выбранном жанре. 

Безымянный.png

Актеры не раз упоминали в своих интервью, что это камерное кино и все действие происходит в одной локации. Как вы подбирали локацию и почему остановились на придорожном кафе?

В качестве основной локации для фильма я выбирал между кафе, улицей, спортзалом, школой и университетом. Выбор пал на кафе, так как здесь всегда собирается разношерстный народ. Мы нашли настоящее придорожное кафе по капчагайской трассе, в котором обедают дальнобойщики и полицейские. Внешне оно выглядит как типичные американские заведения при заправках, которые тоже располагаются вдоль дорог. А вот внутри мы внесли множество изменений, не без стараний художника Бекена Нарыбай, который изменил интерьер кафе до неузнаваемости. Мы хотим, чтобы это кафе стало своего рода символом нашего фильма, как это было в картине «Касабланка», и наши зрители, останавливаясь там знали, что когда-то здесь проходили съёмки "Неделимое".

Расскажите, как проходил съемочный процесс? Были ли форс-мажорные ситуации?

Так получилось, что именно в те две недели, когда мы снимали фильм, в Алматы стоял невероятный зной, было настоящее пекло. Так как мы снимали вдоль трассы, где раскинулась широкая степь с высохшей от жары растительностью, нам пришлось столкнуться со степным пожаром. Причём участок возгорания был неподалёку от кафе, а ветер дул в нашу сторону, поэтому к нам хлынули различные насекомые - саранча, кузнечики, жуки и мухи. Мы даже поймали одного тарантула. Через некоторое время пожар произошел на другой стороне кафе, из-за чего у нас отключился свет на площадке. Казусов хватало, но при этом меня не охватывала паника, нам было весело. Мы немного беспокоились за собственную безопасность, но понимали, что справимся с этой ситуацией.

Были ли кадры, которые приходилось снимать множество раз?

У нас была сцена, которая просто замучила всех. Это был эпизод с перекрестным диалогом, где актеры должны были давать подсказки нашему оператору Виталию Кистанову, хлопая его по спине. Но актеры начали дурачиться, показывали друг другу всякие неприличные жесты, развлекались и смешили всех вокруг, поэтому на площадке стоял настоящий гогот. Потом вроде успокоились, мы начали вновь снимать, но это «хи-хи» нас не покидало. Все это было весело, поэтому я не жалею о том, что мы потратили столько дублей на эту сцену, все-таки нужно получать удовольствие от съёмочного процесса, что мы и делали всей командой. А пока мы добирались до площадки, в нашем миниавтобусе отжигал Ерден Телемисов, у нас животы болели от смеха после его шуток. За время съёмок мы стали как маленькая семья, которая зовется "Неделимые".

122A7938.JPG

Какой период времени заняло у вас производство картины? Именно съемочный процесс.

Съёмки заняли 14 дней, поэтому, наверное, это самый быстро снятый полнометражный фильм в Казахстане. Более того, я иду на рекорд - "Неделимое" ещё одна из самых малобюджетных картин полного метра. Такие сжатые сроки для съёмок были вызваны ещё и тем, что у актёров намечались другие проекты, поэтому требовалось работать очень быстро и складно. Знаете, это настоящее чудо, что мне удалось заполучить такой сногсшибательный каст, ведь собрать весь тот состав актёров, которые у нас есть, в одно время в одном месте кажется невозможным. Эта невероятная удача.

Фильм вы сняли за две недели, сколько же времени занял у вас постпродакшн?

Постпродакшн начался с конца лета. У нас было несколько вариантов монтажа, потому что не всегда легко решить, какая из сцен сыграна и будет смотреться лучше на большом экране. Поэтому мы проводили опрос и среди профессионалов, и среди обычных зрителей. При цветокоррекции тоже учитывали мнения разных людей. Над саундтреками также шла работа с фокус-группой – не все треки, написанные для фильма, вошли в финальную версию. В период постпродакшна мы учитываем каждую деталь, ведь все составляющие фильма важны как отдельно, так и в совокупности.

Каков хронометраж?

Приступая к съемках, я рассчитывал на 80 минут, чего, в конце концов, добился! Во время монтажа я боялся, что возможно не уложусь в желаемый хронометраж, а лишнего материала не было. Благо все сошлось и есть достойный результат.

Назовите бюджет вашей картины. Были ли у фильма спонсоры или же вы вложили собственные средства?

Компания моего друга Дастана Молдаханова «Той Март» обеспечивала съемочную команду питанием, за что я хочу выразить ему отдельную благодарность. Бюджет собирался с миру по нитке, помогали и друзья, и семья, ну и в долги пришлось зайти. У меня был свой мини-продакшн, на аппаратуру которого можно было бы снять авторское фестивальное кино, клипы, рекламу, но не коммерческое кино. Для того, чтобы выручить дополнительные средства я продал все, оставив себе только компьютер. Но у нас далеко не самый дорогой фильм. Моя философия сводится к тому, что когда ты ограничен во многом, ты начинаешь придумывать различные приемы, чтобы компенсировать то, чего у тебя нет. Со временем ты начинаешь ценить такой опыт. В целом, в Казахстане мало кто закладывает в бюджет картины больше 200.000 долларов, иначе картину просто нереально будет окупить. Это обусловлено тем, что отечественный рынок киноиндустрии у нас не такой большой.

122A7948.JPG

Предполагаем, основная статья расходов пришлась на гонорары актеров?

Актеры пошли мне на уступки, занизив свои ставки чуть ли не в пять раз. Вопрос гонорара стоял в последнюю очередь, они мне говорили: "Ты вначале сними, а потом рассчитывайся с нами так, как сможешь". Я им очень благодарен за то, что они поверили в меня.

Сколько людей работало над созданием фильма?

Наша команда состоит примерно из сорока человек. По общепринятым меркам, это немного. К примеру, в работе над моим дипломным фильмом было задействовано 60 человек.

Насколько можете оценить психологическое напряжение фильма? «Держит» ли он своего зрителя до конца?

Я не могу быть объективен в этом вопросе, но фокус-группа говорит, что нам удалось добиться такого эффекта, когда внимание зрителя приковано к экрану от начала до конца. А все потому, что в фильме есть интрига и присутствуют элементы экшна. Зрители любят, когда в фильме есть и шутки, и острые диалоги, и много действия. У нас ведь очень распространён комедийный жанр, а вот камерного кино, где основной акцент делается на игре актёров, их диалогах, взглядах, до этого не было. Одна локация, одна конфликтная ситуация, взрывной финал - если бы я смотрел на фильм, как обычный зритель, не причастный к созданию картины, я бы ждал его выхода.

Вы говорили, что после того, как отсняли фильм, находились в небольшой растерянности? Почему?

Понимаете, как режиссёр я выполнил свою задачу — снял фильм, а вот как продюсер столкнулся с тем, что вообще не понимал, как продвигать фильм, чтобы о нем узнали, чтобы шло какое-либо промо. И тут мне на помощь пришли мои большие друзья — Андрей Мануйлов, Нариман Абиев и Ильяс Ахмет. Как люди, которые давно знают изнанку казахстанской киноиндустрии, они подсказывали мне, что сделать в конкретном случае, как найти выход из положения, к кому обратится и так далее. У ребят есть свой продюсерский центр, они подкованы, как коммерчески, так и творчески, умеют работать быстро и правильно. Я с облегчением вздохнул, когда начал с ними работать. При своих следующих проектах я тоже всю организаторскую работу делегирую им, а сам буду режиссировать, не отвлекаясь ни на что другое.

После премьеры фильма, чья реакция была для вас важнее всего?

Оценка зрителя играет первостепенную роль. Для меня важно мнение каждого режиссера, кинокритика, людей, которые решили поддержать рублем и посмотреть казахстанский фильм в кинотеатре. Конечно, хотелось бы, чтобы все они дали хорошую оценку нашей работе, особенно, обычный зритель, эмоции которого нельзя подменить. Те же фестивали не могут считаться 100% объективными, так как работы режиссёров оценивает узкий круг жюри, у каждого из которых свои вкусовые предпочтения. Объективная точка зрение складывается из совокупного мнения всех кинозрителей, отражаясь прямиком на бокс-офисе.

Заключительный вопрос — как же все-таки ваша семья отнеслась к тому, что вы решили кардинально сменить сферу деятельности?

Мама поверила в меня первая. Даже если бы я сказал, что хочу стать космонавтом, она бы меня поддержала. И моя жена поверила в мою мечту, хотя до последнего не знала о моем намерении стать режиссером. Я люблю шутить, что супруга выходила замуж за совсем другого человека (смеётся). Каждый раз, когда я сомневаюсь, принял ли я правильное решение, она отвечает - это точно твоё. Я очень благодарен супруге за поддержку, терпение и понимание, ведь творческая деятельность подразумевает ненормированный график: ты практически все время отсутствуешь дома, пропадая на работе. Она такой же духовно отчаянный человек, как и я, нужно быть смелым, чтобы искренне верить в то, что я делаю. Поэтому я ее очень люблю. 


премьера.jpg

Премьера фильма "Неделимое" состоится 14 декабря во всех кинотеатрах страны.

Благодарим The Ritz-Carlton, Almaty за помощь в организации съемок.

Фото: Руслан Тагаев @tagaev 


Добавлено: 25 декабря 2017 г. в Персоны

Просмотров: 976   Комментариев:

Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/1060/


NEW
Похожие записи