Как оператор из Казахстана снимает клипы для Скриптонита и Ивана Дорна

1.jpg

Азамат Дулатов – оператор-постановщик, который с 18 лет снимает музыкальные клипы для казахстанских, российских, украинских артистов. Его рекомендуют друг другу режиссеры, и, таким образом, Азамат уже успел поработать в Бельгии, Америке и во Франции. В его портфолио – съемки фильмов «Бизнес по-казахски в Америке», «Келинка Сабина», «Замуж в 30», «Тараз» и другие, а также клипов для Скриптонита, Jah Khalib, Ивана Дорна, Елены Темниковой, L’One из Black Star, и других звезд. О том, как проходит ежедневная работа за кадром, Азамат рассказал в нашем интервью.


Азамат, немного банальный вопрос, но интересно узнать, как у вас появился интерес к работе оператора? Почему вы выбрали эту профессию?

Так получилось, что я оказался в этой профессии случайно. Я с детства любил рисовать, родители отдали меня в художественный колледж. И после его окончания я хотел продолжить учиться на художника. Но университет находился далеко от дома – я жил на Саяхате, а ездить на учебу нужно было в Орбиту. Я не был готов тратить по два часа в день только на дорогу. Поэтому поступил в Казахскую национальную академию искусств имени Жургенова, она находилась поближе к дому. Думал поступить на режиссера-мультипликтора, но в тот день, когда я пришел подавать документы, никого из приемной комиссии не оказалось. В итоге я поступил на оператора. Эта специальность была схожей с тем, чем я уже занимался – рисованием. Операторам, как и фотографам и художникам, необходимо чувство композиции, цвета, света. 

Помните свой первый проект?

Я начал работать с 18 лет, с первого курса. Попал в команду Аскара Узабаева, на тот момент он был самым модным клипмейкером в Казахстане. Меня позвали на проект просто в качестве помощника, и Аскар заметил меня, когда я таскал шнуры. Он спрашивает: «Ты чем занимаешься»? Я отвечаю: «Вообще-то я оператор». Он говорит: «А почему тогда шнуры таскаешь?». Я: «Хочу посмотреть, как все это делается, нас в академии практической работе не учили». Так мы и начали работать вместе. Сейчас Аскар для меня как старший брат, мы работали вместе на многих проектах, и в свободное время часто беседуем, обсуждаем дальнейшие планы. А первый полнометражный фильм – «999» - мне доверили снять в 21 год. Позже на кинофестивале в Лос-Анджелесе он победил в номинации «Лучший женская режиссура». Фильм всем понравился, никто не мог поверить, что оператору-постановщику 21 год.

После этого я начал снимать кино и клипы, сейчас уже работаю не только с казахстанскими исполнителями, но и с российскими, украинскими.

Для кого вы снимали клипы?

Я снял три клипа для L’One из Black Star, два для Ивана Дорна, второй должен выйти совсем скоро. Работали вместе с Адилем Жалеловым (Скриптонит), Нурланом Сабуровым, Jah Khaleb, MC Noize. Очень много наших казахстанских артистов, для которых я снимал клипы. Мне нравится, что казахстанская музыка отходит от той-формата, приобретает новое звучание.

Как вы вышли на Скриптонита и других звезд в России?

Я не выходил на них, они сами вышли на меня (смеется). На самом деле, так получается, что режиссеры в своем кругу советуют меня друг другу, а потом, посмотрев уже готовые работы, артисты сами приглашают меня на новые проекты. К примеру, мы с моим другом, режиссером Айсултаном Сеитовым сняли для Ивана Дорна клип на песню OTD в Америке, и после этого к нам начали поступать очень интересные заказы от украинских и российских артистов.

Расскажите, как вам было работать с ними?

Все артисты разные, конечно, и подход к работе у них разный. Дорн – как энерджайзер, у него столько энергии, он постоянно готов работать, постоянно интересуется у меня, как лучше снять тот или иной кадр. Такое чувство, будто человек постоянно пьет энергетики, но это не так. Просто он настолько заряжен своей работой, что готов проводить все время на съемочной площадке.

Он прислушивается к вашим советам в работе?

Да, в большинстве своем все прислушиваются. Я, в свою очередь, тоже прислушиваюсь, если мне советуют, как снимать. Но если мне не нравится, то могу сказать: «Хорошо, вот камера, снимай, я пока посижу». Но такое бывает редко. Все в первую очередь думают о результате. Также мы снимали клип с L’One и с Дмитрием Монатиком. Мне понравилось работать с ними – они такие же «зажженные», как Дорн, работают 24 часа в сутки. Мы буквально за пять часов сняли трековую часть – у украинцев рабочий процесс не затягивается.

А как со Скриптонитом? Только в этом году вы сняли клип на его песню «Вечеринка».

Очень здорово, он простой парень, очень любит писать музыку. Как-то раз я приехал к нему домой, он мне открывает дверь, еще сонный, только встал. И тут же садится рядом со мной, берет ноутбук и начинает записывать музыку. Я говорю – иди, умойся, зубы почисти. А он – сейчас, у меня одна идея есть. Адиль по-настоящему любит то, чем занимается. Многие думают, что он кайфуша, дерзкий, бескомпромиссный, матерится через слово. Но на съемках он ведет себя очень просто, и вместе с тем профессионально. Не тратит время на лишние слова, готов работать без перерыва. Последний клип мы снимали 20 часов. Или 30. Просто помню, что зашли в один день, и вышли уже на следующий. Все это время работали, отвлекались только на то, чтобы поесть.

Вы сейчас можете сравнить работу с казахстанскими артистами и с российскими, и непосредственно сам процесс работы на съемочной площадке у нас и в Америке, в Европе. Поделитесь своими наблюдениями.

Основное различие как раз в том, о чем я говорю. Российские и украинские артисты ценят каждую минуту своего времени, берегут деньги, поэтому работают быстро, собранно, четко. А наши, хоть и знают, что они сами платят деньги за съемки, все делают медленно, не торопясь. Еще один момент – качественная организация. Приведу пример – мы снимали фильм «Бизнес по-казахски в Америке» с американской командой операторов. Для меня это был интересный опыт, потому что до этого мне не приходилось снимать кино в Америке. У американцев график съемок расписан поминутно! Если они заканчивают снимать, скажем, в 12 часов – то через пять минут после 12 съемочная команда собирается и уезжает домой. Если мы не успели что-то закончить – нужно договариваться с каждым участником, чтобы задержались еще на какое-то время. Или, к примеру, настает время обеда – все собирают аппаратуру и идут обедать. Их бесполезно уговаривать подождать еще пять минут. У меня несколько раз были случаи, когда нужно было успеть снять несколько кадров до захода солнца. Снял общий план, осталось крупный. Солнце скоро садится, а люди уже расходятся по домам! Я говорю – ребята, не расходитесь еще несколько минут, мне надо снять крупный план, иначе актер останется в тени! Но они отвечают – извини, такие правила. Одним словом, надо стараться уложиться в сроки вплоть до минуты, если не хочешь подводить всю команду.

А как обстоят дела в Европе? Вы ведь снимали европейский фильм «Акушерка»?

Да, на этот проект меня пригласил мой друг, оператор-постановщик из Франции - Yves Cape, он очень известен в кинокругах. Как-то он приезжал снимать кино к нам, в Казахстан, я был у него ассистентом, и за время его пребывания здесь мы подружились. После этого он сказал мне – будешь в Европе, обязательно приезжай ко мне. И вот два года назад я поехал с семьей отдыхать в Испанию. Сняли домик, организовали все для отдыха, и… через пару дней мне стало скучно. Поэтому я оставил жену и детей отдыхать, а сам поехал на две недели в Бельгию к другу, как раз они снимали кино, я поработал его ассистентом. Система там примерно та же, что и в Америке – четкий график, каждый член команды отвечает за свою работу. Фильм снимали в больнице, в главной роли играла Катрин Денёв. Очень приятная, спокойная женщина. 

Кстати, во время съемок у нас был курьезный случай. Нужно было отснять сцену в коридоре, с выключенным светом. Электрика на тот момент не было, пришлось вызывать его из другого города, он приехал бы не раньше, чем через полтора часа. Пробовали вырубить щиток – свет выключается везде. Я предложил свою помощь, но съемочная команда никак не могла решиться – а вдруг меня током ударит? В конце концов, я, несмотря на их протесты, открыл ящик, и начал один за другим скручивать провода. И лампочки в коридоре по очереди выключались. Участники были в шоке – как обычный парень разобрался в электрическом оборудовании? (Улыбается). Это мы привыкли, что у нас один человек может выполнять все, что ему под силу, а у европейцев каждый отвечает только за свою работу. Но после этого, и в целом после того, как Yves Cape представил меня всем, сказал, что я из Казахстана, и попросил меня любить и жаловать, отношение ко мне было очень теплое. Местные продюсеры организовали для меня жилье, питание, транспорт, и все это бесплатно. И организация съемок была на очень высоком уровне. Особенно мне запомнилось, что по пути из гостиницы до места съемок, а там расстояние было не больше трех километров, висели указатели. Это специально было сделано для членов съемочной команды, чтобы никто не терял время, если вдруг свернут не туда, заблудятся. Мелочь, конечно, но очень экономит время.

Есть ли что-нибудь из опыта съемок в Европе или в Америке, что бы вы хотели интегрировать в Казахстане?

Мне бы очень хотелось, чтобы и у нас была такая же продуманная организация рабочего процесса. Потому что если кто-нибудь опаздывает на 10 минут, то вся съемочная группа, человек 60, теряют это время впустую, пока ждут его. Или, например, было бы удобно сделать указатели в павильонах – дверь для гримеров, отсек для операторской техники, комната для костюмеров. У нас как – заходишь в павильон, и пять-шесть администраторов показывают тебе, куда идти, где поставить оборудование. Я за то, чтобы навести европейский порядок на месте съемок, начинаю внедрять это здесь, и ко мне уже понемногу прислушиваются.

Как вы в целом подходите к отбору интересных для себя проектов?

Для меня всегда важно выбирать то, к чему у меня лежит душа. Вот раньше, бывало, отказывался от съемок казахстанских клипов – ну не нравится мне тойский формат. Это в последние два-три года, с появлением телеканала Gakku на казахстанской эстраде стали появляться интересные талантливые артисты – Молданазар, группа «91», и другие. Стараюсь работать с теми, кто мне импонирует. Если я начну работать над проектами, которые считаю слабыми, потом буду ненавидеть себя за это. К счастью, супруга меня поддерживает в этом вопросе, даже если иногда мне приходится жертвовать заработком.

Сколько времени вам понадобилось, чтобы достичь успеха, чтобы вас приглашали российские и украинские звезды, чтобы вы могли позволить себе выбирать те проекты, которые вам интересны?

Я не считаю, что достиг успеха. Я считаю, что потребуется вся жизнь, чтобы сказать, что я сделал суперуспешный, мегакрутой проект. Если я буду считать себя успешным и состоявшимся в своем деле, я пойму, что достиг потолка, и просто уйду в другую сферу.

И нет таких проектов, которые вы могли бы выделить?

Мой самый важный проект – это две мои дочери. А кино – это кайф. Я не хочу сказать что все, что я делаю – это полная фигня. Мне нравится моя работа, с каждым проектом я расту. И я не хочу останавливаться, я хочу расти всю жизнь. Вот когда мне будет 70 лет, я буду сидеть на острове возле своей яхты, вот тогда мне хочется сказать, что я достиг успеха. И тогда я, наверное, остановлюсь.

Вы сказали, что на российские проекты вас часто рекомендуют знакомые режиссеры. Обычно, наоборот, российские специалисты приезжают к нам. Почему артисты и режиссеры не привлекают своих, тех, кто рядом?

В России очень много хороших кинооператоров. Возможно, меня часто приглашают потому, что многим режиссерам я помог в свое время – кому-то организовал съемки, у кого-то поучаствовал в проекте, и поэтому они меня ценят. А сами артисты начинают предлагать сотрудничество после того, как видят результаты работы. Как-то мы с Айсултаном Сеитовым снимали клип для L’One. Ему понравилось, и на следующий проект он тоже решил пригласить меня. А я не мог – в это время я работал на фильме Нуртаса Адамбая «Лифт». L’One звонит мне и говорит: «Ты что, не можешь приехать на два дня?». Я отвечаю: «Извини, уже не могу. Если бы ты предупредил заранее, мог бы отпроситься, но сейчас бросить все и уехать не могу». Он даже просил передать трубку Нуртасу, чтобы лично поговорить с ним и «отпросить» меня. Но я отказал – некрасиво было бы давить на Нуртаса просьбой L’One. Он бы, наверное, не отказал, но в ущерб себе, своей работе. В конце концов, L’One понял меня, и они уехали с Айсултаном снимать клип в Нью-Йорк. Но некоторые готовы ждать именно меня. Еще забавная история была с Леной Темниковой, бывшей солисткой группы Serebro, когда снимали клип на песню «Ты казался странным». Она такая важная пришла на съемки (смеется). Я только выставлял свет, когда она встала перед камерой и говорит: «Поснимайте меня минуту, я хочу посмотреть, как получается». Я еще не успел все настроить, как она подошла и сделала замечание насчет того, что свет падает таким образом, что лицо выглядит плоским. Тогда я сказал: «А теперь вы посмотрите в камеру», и сам встал в кадр. К этому времени я закончил все настройки, и она заметила, что все выглядит так, как надо. Потом мы снова поменялись местами, и когда Лена увидела в кадре себя, была в восторге. Я ей объяснил, что вначале она была неправа – не дала мне закончить подготовку к работе, поэтому и осталась недовольной. Но потом мы с ней нашли общий язык. Оказалось, что Темникова веселая, общительная, надеюсь, мы с ней продолжим сотрудничество. 

Вы не планировали переехать жить в Россию, раз у вас там столько заказов, или в Европу?

Мой друг Yves Cape уже давно предлагает мне переехать в Париж. В Америку неоднократно звали. Там, конечно, хорошие перспективы, гонорары в разы выше. Но мне нравится жить в Казахстане. Даже с материальной точки зрения мне не на что жаловаться. Для сравнения, я зарабатываю в год ненамного меньше своего друга – французского оператора, но для Казахстана это очень неплохо. Просто я знаю себе цену. К тому же, сейчас меня стали приглашать на съемки рекламных роликов, а раньше для этого привлекались российские операторы. Нужно развивать профессию здесь, в Казахстане, и этим мы сейчас занимаемся.  


Портфолио:

Фильмы:

1. "999" - 2009

2. "13 историй в Алматы" - 2009

3. "Город А" - 2009

4. "Аншы бала" - 2010

5. "Жел кызы" - 2010

6. "Жол" - 2012

7. "Запрещенные танцы" - 2012

8. "Осторожно, корова" - 2013

9. "Келинка Сабина" - 2014

10. "Шлагбаум" - 2014

11. "Побег из аула. Операция "Махаббат" - 2015

12. "Адель" - 2015

13. "Келинка Сабина 2" - 2015

14. "Замуж в 30" - 2015

15. "Тараз" - 2016

16. "Она" - 2016

17. "Навстречу мечте" - 2016

18. "Лифт" - 2017

19. "91" - 2017

20. "Я Жених" - 2017

21. "Бизнес по-казахски в Америке" - 2017

Более 700 музыкальных клипов

Официальный сайт: www.azamatdulatov.com


Просмотров: 6051   Комментариев:

Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/1096/


NEW
Похожие записи