Как в Талдыкоргане из инвалидных колясок делают электромобили

ee937e067ebcc8c6ce63929fcd56279b_1.jpg

Нурболат Карабасов – парень из небольшого города Сарыагаш в Южно-Казахстанской области. В 16 лет он получил травму, попав в автокатастрофу, и с тех пор передвигается на инвалидной коляске. Это не мешает ему быть мобильным - три года назад Нурболат приехал в Талдыкорган на лечение в спортивно-реабилитационный центр «Асар», и остался там жить. Сейчас он не только проходит курсы реабилитации, но и открыл свой бизнес – прокат электромобилей для инвалидов.


Мы познакомились с Нурболатом на встрече фонда «Саби» с участниками конкурса «Построй свой бизнес». Для того, чтобы рассказать о своем проекте и получить поддержку, он самостоятельно приехал из Талдыкоргана, и, в целом, не видит преград для того, чтобы вести полноценную жизнь, заниматься бизнесом.

Нурболат, в Талдыкорган из Сарыагаша вы тоже приехали самостоятельно, или с вами был кто-то из родных?

Я приехал один, и хоть город на тот момент был для меня незнакомым, я сразу отметил, что он теплый, дружелюбный, и, что самое главное, удобный для инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями здесь работает инватакси, поэтому проблем с передвижением по городу нет. И жители здесь добрые и отзывчивые, готовые помочь человеку в инвалидной коляске. Курс реабилитации мне предстоял длительный, поэтому я решил остаться в Талдыкоргане. С первых же дней я чувствовал себя там уютно и комфортно.

Чем вы занимались первое время после переезда?

Первое время я полный день находился в реабилитационном центре. Там я подружился с директором центра Елдосом. Его история может быть примером для многих – он тоже передвигается на коляске или на ходунках после аварии, но в нем столько энергии, оптимизма, жизнелюбия! Именно Елдос рассказал мне об автоволонтерстве – это вид помощи, при котором автовладельцы по мере возможности могут возить инвалидов. На тот момент автоволонтерство развивалось в Астане, и мне захотелось запустить такой же проект в Талдыкоргане. Я по себе уже знал, что талдыкорганцы – народ добрый и отзывчивый, и был уверен, что найдутся люди, которые захотят помочь инвалидам. С февраля 2017 года я начал искать неравнодушных людей, обращался в автоклубы города – Priora, Toyota, Lexus. Таким образом, привлек к нашему проекту около 150 автомобилей, причем среди них были даже грузовые машины и кортежные лимузины! Сам я работал в качестве диспетчера – «соединял» инвалидов со свободными водителями.

Это обычные машины, или приспособленные для людей с особыми потребностями?

Это обычные автомобили, стать волонтером мог любой желающий. Конечно, нужно было помочь пассажиру перебраться из коляски в салон машины, но мужчинам это под силу. А потом я решил пойти еще дальше, и предоставить инвалидам возможность передвигаться самостоятельно при помощи электромобилей.

Расскажите подробнее о том, что это такое. Мы привыкли, что электромобили – это машины, работающие на электричестве.

Мы называем электромобилем электронный руль для инвалидной коляски. Это устройство с моторным колесом, которое с виду похоже на переднюю часть велосипеда. Его можно «пристегнуть» к любой инвалидной коляске, и человек сможет управлять коляской как открытым автомобилем без чьей-либо помощи. Рули не требуют сборки, доставляются в готовом виде.

Как у вас появилась эта идея?

На самом деле, идея не новая, я увидел фото таких рулей на Фейсбуке. Мне понравилось, что с их помощью простая коляска может стать полноценным транспортом. Не надо толкать колеса руками – от этого быстро устаешь, и по городу далеко не уедешь. А электромобиль может разогнать коляску до 22 км/ч за счет моторного колеса. Я выиграл грант от социального проекта Zhas Project, и на эти деньги заказал из Китая четыре электронных руля.

2.jpg

Сейчас вы сдаете их в аренду?

Да, и спрос на них достаточно высокий. Мы привезли электрорули в сентябре 2017 года. За четыре месяца их взяли в аренду 33 человека, и объездили с ними более 2000 км по городу.

Сколько стоит аренда руля?

300-400 тенге в сутки, или 10 000 в месяц. Это выгодно – если вы передвигаетесь на такси, то в Талдыкоргане одна поездка по городу стоит в среднем 400 тенге. А арендовав руль, вы платите такую же сумму, но можете пользоваться им весь день. Многие просят даже продать руль, но пока что их у нас всего четыре, поэтому, думаем, лучше сдавать их в аренду и предоставлять большему количеству людей возможность передвигаться самостоятельно. Кстати, на электромобилях можно заезжать в автобусы, оборудованные пандусами.

Такой руль требует какого-то обслуживания?

Только подзарядки. Полного заряда батареи хватает на 30 км.

Вы сдаете их в аренду вместе с зарядками?

Да, но на самом деле к ним подойдет обычная домашняя зарядка-вилка, от ноутбука, к примеру. И, соответственно, заряжать рули можно в любом месте – в кафе, в торговых центрах, дома.

Насколько я понимаю, это сезонный бизнес? Ведь коляска остается открытой?

При желании рулем можно пользоваться и зимой, и ездить, одевшись потеплее. Вы ведь можете ездить зимой на велосипедах – с колясками то же самое. Но, конечно, в теплое время года спрос на них намного выше.

Вы сказали, что закупили рули на средства, выигранные по гранту. А теперь это ваш собственный бизнес, или какая-то часть доходов направляется в социальный фонд?

По условиям проекта, победитель гранта должен в течение пяти месяцев обслуживать город бесплатно. Я считаю, что это хорошая практика, которая позволяет людям узнать об услуге. Я отработал положенный срок, и с декабря прошлого года прокат электромобилей стал моим собственным бизнесом.

Нурболат, какие у вас дальнейшие планы? Собираетесь расширяться в Талдыкоргане?

Да, в первую очередь, мы хотим закупить сто рулей и расширить количество точек проката – открыть их в Алматы, Астане, Шымкенте, и увеличить количество рулей в Талдыкоргане. На это потребуется 13 миллионов тенге. Сейчас мы находимся в поиске инвестора, который купит эти рули. Мы обратились за поддержкой в фонд «Саби», и я очень благодарен Президенту фонда Асель Имангалиевне Тасмагамбетовой за то, что она уделила внимание нашему стартапу, нашла время для того, чтобы встретиться со мной и другими основателями социальных проектов вне конкурса. Буду рад, если мне удастся получить помощь. Я верю, что у нашего проекта большой потенциал – мне уже пишут люди из Кызылорды, Караганды, Жезказгана, Уральска, и просят открыть прокат электромобилей в их городах.

Мы желаем вам удачи в вашем бизнесе! И, напоследок, скажите, чем вам хотелось бы заниматься в дальнейшем? Продолжать развивать социальный бизнес?

Мне нравится, что я могу улучшить жизнь людей с особыми потребностями. Пока что это десятки человек, но в ближайшем будущем, возможно, их станет сотни, тысячи! И, конечно, я хотел бы получить образование. Ведь после того, как я попал в автокатастрофу в 16 лет, я так и не поступил в университет. У меня были две попытки, в этом году буду пытаться поступить еще раз. Хочу отучиться на программиста, и попробовать себя в этой профессии. Надеюсь, у меня все получится. 

Upd: Нурболат стал одним из обладателей гранта от благотворительного фонда "Саби" на сумму 10 000 долларов. Поздравляем и желаем успехов!


Просмотров: 1586   Комментариев:

Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/1135/


NEW
Похожие записи