Почему алматинцы крадут велосипеды ofo и как компания борется с этим?

IMG_7733-min.jpg

17 марта в Алматы запустился первый в мире велошеринговый стартап ofo. До этого около года сервис функционировал в тестовом режиме на территории университетов в Алматы и в Астане, а сейчас он доступен всем жителям. Суть ofo в том, что велосипеды не привязаны к стоянкам – их можно найти в любой точке города, взять при необходимости и по окончании поездки просто оставить на улице. Правда, пока что не привыкшие к такой свободе пользователи могут спокойно забрать велосипед к себе домой или решают, что его можно удачно перепродать на рынке. О том, как компания борется с такими инцидентами и как они планируют развивать велокультуру в Алматы, рассказала маркетинг-менеджер сервиса ofo в Казахстане Камила Смагулова.


Камила, расскажите нам немного о самом сервисе ofo. В чем его суть и как он функционирует?

Начнем с предыстории – стартап ofo был основан в 2014 году в Китае. Идея зародилась у студентов пекинского университета – пять человек решили создать велошеринговый стартап, чтобы можно было делиться велосипедами на территории кампусов, а они в Китае довольно таки большие. Сначала основатели стартапа использовали свои личные велосипеды, а по мере того, как сервис разрастался, к ним присоединялось все больше студентов, которые отдавали свои велосипеды под принцип шеринга, то есть единого использования. Буквально за несколько месяцев идея разрослась до масштабов других университетов, а затем и других городов Китая. Основанная в 2014 году, ofo одна из первых в мире «бесплатная станция» для обмена велосипедами, работающая через онлайн-мобильное приложение. Развитие платформы было вдохновлено концепцией экономики совместного использования и использования технологией смартфонов для решения проблемы так называемой «последней мили» (то расстояние, которое человеку проблематично преодолеть пешком, но, в то же время, слишком короткое, чтобы пользоваться автомобилем, загрязняя воздух). На тот момент в Китае были популярны велосипеды, которые нужно оставлять на определенных станциях, а посредством ofo люди могут не привязываться к велопарковкам, а смотреть локацию свободного транспорта через приложение. А в 2017 году ofo стал выходить на рынки других стран, в том числе, этот стартап появился и у нас, в Казахстане.

Насколько мы знаем, первый год сервис работал в тестовом режиме?

Да, летом 2017 года ofo запустился сначала в Астане, в Назарбаев Университете и в ЕНУ им. Гумилева, а ближе к осени в Алматы – в Нархозе, КАЗНТУ им. Сатапева и КазНУ им. Аль-Фараби. Этот период до марта 2018 года мы считаем тестовым, потому что он был бесплатным. Сервисом пользовались в основном студенты, а мы хотели посмотреть, насколько он будет интересным и востребованным для казахстанцев. И мы увидели, что спрос на этом рынке довольно таки высокий – студенты переезжали от одного корпуса к другому, и от корпусов до общежитий. Поэтому было решение запускать сервис на коммерческой основе. 17 марта 2018 года состоялся официальный запуск ofo в Алматы, и сейчас уже сервис доступен для всех жителей и гостей города по определенным тарифам.

Камила Смагулова .jpg

Какие у вас расценки на использование велосипедов?

На сегодняшний день стоимость использования велосипеда составляет 80 тенге за 30 минут. Также буквально на днях мы ввели систему депозитов. Все, что нужно сделать пользователям – это скачать мобильное приложение ofo, зарегистрироваться в нем, оплатить депозит в размере 2999 тенге, и найти в приложении на карте ближайшие свободные велосипеды. Затем, как вы найдете велосипед, необходимо разблокировать замок через QR-код, и можете ехать. После завершения поездки нужно закрыть замок, и поездка автоматически завершается в приложении.

А для чего нужны депозиты?

Депозиты вносятся для того, чтобы мы могли исключить случаи бесплатного использования велосипедов. В принципе, это глобальная политика компании – во всех странах, где представлен ofo, действует система депозитов. Это работает так – депозит лежит у вас на счету, но вы можете вернуть его в любой момент. Захотели – вернули себе депозит после одной поездки, не хотите оплачивать каждый раз – эти деньги могут лежать на счету.

Есть ли какие-то правила использования велосипедов?

Конечно, они указаны в самом приложении. При использовании приложения пользователи должны принять соглашение о том, что он ознакомился с правилами. Если вкратце, то велосипед можно оставить в любом удобном для пользователя месте, главное – не заносить его на частную территорию (подъезды, квартиры, дома, торговые центры). После поездки нужно оставлять их в общедоступном месте, где другие люди смогут без проблем его найти. Парковать велосипеды необходимо в соответствии с правилами дорожного движения. Можно оставлять велосипеды на тротуарах, но так, чтобы они не перегораживали движение пешеходам. То же самое с проезжей частью – можно парковать вдоль дорог, но так, чтобы не мешать движению автомобилей. Не бросать велосипеды в разблокированном виде.

DXR_1224-min.jpg

А если пользователи сталкиваются с поломками или повреждениями?

Если человек видит поломку, он может сообщить о ней с помощью приложения – на главной странице есть кнопка, через которую можно указать, что велосипед сломан или с неисправным замком. Можно даже оставить комментарий или прикрепить фотографию. Тут же на место приезжают наши специалисты, забирают велосипед, устраняют неполадки и возвращают его в общедоступное место. Вообще, сообщать о поломке может не только пользователь ofo, но и любой человек, который заметил, что велосипед поврежден. Естественно, к тому, кто сообщил о поломке, никаких штрафных санкций не применяется.

ofo-4-872x490.jpg

За то время, что ofo работает в Казахстане, в Интернете уже появились фотографии небрежного обращения с велосипедами, вплоть до того, что их выкидывают за ограждения или даже выставляют на продажу на рынках. Это уже не говоря о том, что многие люди забирают велосипеды домой. В связи с чем возникают такие ситуации, и боретесь ли вы как-нибудь с ними?

Наверное, такие ситуации возникают в связи с тем, что пользователи еще не совсем понимают, как функционирует сервис. Повторюсь, ofo – первая в мире велошеринговая компания, которая работает без станций. Людям нужно больше времени, чтобы узнать о принципе работы сервиса и его правилах использования. Мы верим в то, что чем дольше мы будем в Казахстане, тем лучше пользователи начнут узнавать о нас, а количество таких случаев будет сокращаться.

30414824_1030848600386689_6948098315636441088_n.jpg

ofo-2-872x490.jpg

Вы находили уже велосипеды после краж?

Да, конечно. К нам поступают все фото и видео, которые вы видите в Интернете, и мы работаем с каждым случаем некорректного использования велосипедов. В том случае, если они находятся в исправном состоянии, мы возвращаем их в город для дальнейшего использования. А если видим, что случай из ряда вон выходящий и действительно наносит вред сервису, то начинаем привлекать правоохранительные органы. Мы также получаем обратную связь от нашей аудитории в Инстаграме и на Фейсбуке. Те пользователи, которые настроены на правильное использование сервиса, очень часто сообщают нам о случаях некорректного использования велосипедов, и тем самым помогают нам бороться с такими инцидентами. Но глобальная политика компании такова, что ofo больше нацелен на тех пользователей, кому он приносит пользу, нежели на людей, которые наносят какой-то вред.

А в других странах есть случаи кражи велосипедов, использования их не по назначению?

Определенный процент подобных случаев всегда есть при запуске, но снижается по мере того, как компания все больше присутствует на рынке, и по мере того, как люди все больше узнают про саму систему велошеринга. В любом случае, это не такой процент, чтобы говорить о том, что происходит что-то сверхъестественное.

Screenshot_1.png

Получается, что проблема в незнании, а не в умышленных поступках со стороны пользователей?

Наверное, проблема в том, что люди еще не привыкли к модели велошеринга - она является принципиально новой для большинства казахстанских пользователей, и мы предполагаем, что необходимо некоторое время для обучения людей, чтобы они смогли понять, как правильно взаимодействовать с системой. По мере увеличения количества велосипедов на улицах люди будут больше знакомы с тем, как работает схема, и мы надеемся, что вандализм в скором времени прекратится (или уменьшится)

Сколько велосипедов ofo на сегодняшний день представлены в Алматы, и сколько поездок в день в среднем совершают пользователи?

Поскольку мы пока еще совсем недавно работаем в Казахстане, данных по локальной статистике у нас нет. Мы можем озвучить глобальные цифры. Компания ofo присутствует в 21 стране, более, чем в 250 городах по миру. У нас более 10 миллионов велосипедов в мире, более 32 миллионов ежедневных поездок, и более 200 миллионов зарегистрированных пользователей. В дальнейшем мы сможем делиться с вами не менее интересной информацией – объемом сокращения выбросов в атмосферу, данными по сокращению потребления бензина в тех или иных странах. Ведь главная миссия компании ofo – улучшение экологии. Велосипеды ofo являются городским транспортом, которые служат для преодоления коротких расстояний, порядка трех километров. Мы знаем, что в Шанхае после запуска ofo количество передвижений на автомобиле на короткие дистанции сократилось почти на 45%!

Велосипеды в Алматы доступны круглый год, или это сезонный сервис?

После тестового периода мы убрали велосипеды на зиму – пока что они не предусмотрены для зимних поездок. Но в дальнейшем, возможно, ofo будет функционировать круглый год.

Вы упомянули о том, что вашей целью является повышение велокультуры в Казахстане. Как вы решаете этот вопрос? Проводите какие-то городские ивенты?

Сейчас мы активно ведем переговоры с Альянсом велосипедистов и пешеходов, чтобы вместе с сервисом популяризировать также правила движения на велосипедах. Если вы заметили, в Алматы с каждым годом становится все больше людей, которые ездят на велосипедах. Поэтому мы, конечно, стараемся рассказывать о ПДД, о нашем сервисе, о наших правилах. И, конечно, мы пропагандируем здоровый образ жизни. Это вторая глобальная задача после улучшения экологической обстановки. Даже короткие поездки на велосипеде – один или два километра в день – благотворно влияют на физическую форму и общее состояние человека.

Планируется ли внедрять ofo в других городах Казахстана?

Чтобы внедрить сервис в других городах, нужно хорошо проанализировать их, понять, будет ли спрос на него, позволяет ли инфраструктура города устанавливать велосипеды на улицах. К тому же во многих городах Казахстана зима наступает намного раньше и заканчивается значительно позже, чем в Алмате. Мы рассматриваем возможность присутствия ofo в регионах, и с радостью поделимся с вами информацией, когда наш сервис будет представлен в новом городе. 


Просмотров: 2523   Комментариев:

Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/1199/


NEW
Похожие записи