Алихан Байконуров: 5 идей для проектов, которые сделают Алматы лучше

Chairman.jpg

Алихан Байконуров – парень из Алматы, основатель собственного рекламного агентства. Но многие люди знают его по жизненным постам в Фейсбуке и благотворительных проектах, которые он делает для города. Возможно, вы уже слышали о системе фудшеринга, которая год назад появилась в Алматы. Таких идей – простых, но существенно меняющих жизнь города, у него много. Алихан постоянно старается улучшить Алматы своими силами, и уверен, что не нужно постоянно ждать помощи от властей, достаточно того, чтобы люди сами проявляли инициативу – об этом мы и поговорили в нашем интервью.


Алихан, для начала расскажите немного о себе тем, кто не читает вас в Фейсбуке. Чем вы занимаетесь?

Мне 30 лет, я закончил КИМЭП, сейчас занимаюсь в основном рекламной деятельностью. После университета работал в разных рекламных агентствах Алматы, затем перешел в иностранную инвестиционную компанию. И параллельно с 2011-2012 года занимался развитием собственной компании. Сейчас мы специализируемся на съемке рекламных роликов, 3D-моделировании, digital-маркетинге. Наши работы можно увидеть и по городу – к примеру, мы делали баннера для наружной рекламы различных жилых комплексов, которые сейчас висят повсюду.

Помимо этого, вы уделяете большое внимание и социальным проектам. В прошлом году весь город говорил о ваших холодильниках с бесплатной едой. Что с этим проектом сейчас?

Идея, на самом деле, не новая – такие холодильники широко распространены в Америке, и в последние два-три года уже начинают появляться во многих городах мира. Собственно, я увидел их в Америке, и подумал, что было бы неплохо внедрить эту систему и в Алматы. Суть фудшеринга в том, что на улицах города устанавливаются холодильники с бесплатной едой для людей, попавших в сложную ситуацию, которым нечего есть. Обычно я не афиширую благотворительные проекты, но об этой идее мы рассказывали людям, чтобы получить больший охват тех, кто захочет присоединиться к фудшерингу. Проект широко освещался в соцсетях и в СМИ, и после этого мне звонили ребята из разных городов Казахстана и спрашивали, как установить холодильники. Насколько я знаю, в Павлодаре их устанавливали депутаты от партии «Нур Отан». В Алматы было три холодильника, которые мы закупали и устанавливали сами, сейчас остался один, в небольшом продуктовом магазине Sea Fish напротив «Столичного». Еще два холодильник мы отдали в собственность ребят, которые предложили заполнять их самостоятельно.

У вас не было желания масштабировать этот проект?

Желание, конечно, есть. Но в одиночку его развивать сложно, все упирается в финансы. Какой смысл ставить два холодильника в городе, когда можно поставить 20? Но для какой-нибудь крупной компании это не сложно – закупить большую партию холодильников. К тому же, для них это будет хорошим инфоповодом, люди заговорят о том, что большие компании инициируют социальную ответственность. В любом случае, это должна быть массовая акция, чтобы приучить людей к гражданской ответственности, к тому же, это раскрывает их социальный капитал. Ведь, откровенно говоря, людям не сложно купить дополнительный пакет молока или упаковку йогурта, просто нужно объяснять им, что важно делать это на постоянной основе. Это и есть активизация социального капитала. Сейчас люди постоянно ждут чего от государства, от акимата, но частные лица могут сделать какие-то вещи намного быстрее. И это приводит к тому, что спрос на государство с годами падает.

С чем, по вашему мнению, это связано?

С тем, что исполнительные органы не так быстро реагирует на какие-либо инициативы, как хотелось бы. Недавно я написал пост о том, что наша страна, а конкретно – население, уже переходит к высвобождению своего социального капитала. Мы выходим на тот уровень, который прошли многие страны, когда спрос на государство падает, и люди начинают решать свои дела самостоятельно. Ярчайший пример – США, которые прошли от «суда Линча» до самой мощной судебной системы в мире. Вот у нас, к примеру, сейчас заходит на рынок криптовалюта – соответственно, финансовые регуляторы уже не контролирует эту сторону. А если власти начнут поддерживать и развивать эту сферу, то доверие народа со временем начнет расти. Или за последний год было много примеров, когда резонансные дела решались при помощи Фейсбука – только после серьезной шумихи в соцсетях подключались правоохранительные органы. И это нормально. Нам это сейчас нужно для того, чтобы органы власти видели, что сейчас многие вопросы можно решить без их участия, модернизировали свой подход и повернулись лицом к людям.

Как думаете, сколько времени должно пройти для того, чтобы выстроить действенные взаимоотношения между обществом и государством?

Я думаю, должно пройти одно поколение. У правительства был шанс разработать идеологию в 90-х годах. Вот советская идеологическая машина работала безупречно – люди шли на войну, осваивали целину. В СССР воспитывали поколение творцов, а сейчас в нашей стране воспитывают общество потребителей. Конечно, мы это поняли и начали разрабатывать какие-то программы, направленные на модернизацию сознания, вроде «Рухани Жангыру», но это не работает. По сути, программу «Рухани Жангыру» можно считать реализованной, просто проведя Интернет в села. Сейчас есть множество программ удаленного образования, падает цена на смартфоны, каждый школьник может выходить в Интернет и заниматься самообразованием. Сейчас даже для африканских детей обучающую литературу переводят и выкладывают в открытый доступ, чтобы у них был доступ к мировым знаниям. И этим занимаются американские и европейские бизнесмены, меценаты, не государственные власти. У нас, наверное, лет сто должно пройти, чтобы люди начали думать об этом.

Ну, что пока что даже у многих обеспеченных бизнесменов уровень жизни не настолько высок, чтобы помогать другим странам. Но они проявляют социальную ответственность, помогая людям здесь, у нас. Давайте вернемся к вашему социальному проекту с фудшерингом – чего, как вы думаете, не хватает нашему городу, чтобы качественно поднять уровень жизни? Ведь такие проекты не требуют больших вложений и усилий.

Более того, они помогают поднять уровень продаж в магазинах. Потому что многие покупатели оплачивают дополнительные продукты и тут же ставят их в холодильник.

Что бы вы еще предложили внедрить в Алматы?

У меня уже есть идея установки автоматов для переработки пластика, сейчас они очень популярны в Японии. Работают просто – необходимо сложить пластиковые бутылки в отверстие, автомат утилизирует ее и даже выдает определенную оплату. Я думаю, что если поставить в городе хотя бы десять таких автоматов, то весь пластиковый мусор исчезнет за неделю. А пока что бутылки так и скидывают в арыки или выбрасывают прямо на улицах.

А в чем их отличие от обычных пунктов приема пластика для переработки?

Людям, как правило, лень идти с пакетами до пунктов приема. А вот если установить эти автоматы в самых проходимых местах города, на той же самой улице Панфилова, то интерес к ним гарантирован. Кто-то даже сможет зарабатывать на них – к примеру, школьники или малообеспеченные люди будут приносить по два пакета бутылок, сдавать их на переработку и получать условно по 200-300 тенге, почему бы и нет? Можно будет даже настроить опцию оплаты – включить ее или отключить при необходимости. Я уверен, что такое новшество будет хайповать определенное время – люди будут приходить, фотографироваться рядом с автоматом, снимать сториз, эта новость будет на слуху у всех. Сейчас правительство уделяет мало времени таким функциям, но в сознании людей нужно внедрять такие идеи.

Пока что этот проект на стадии идеи?

Да. Идей для городских проектов у меня достаточно, и на самом деле я не заявляю о том, что реализовывать их буду обязательно сам. У нас есть группа инициативных граждан, которые будут предлагать такие проекты для акимата совершенно бесплатно. То есть мы будем поднимать определенную тему, предлагать ее на обсуждение в соцсетях, это повлечет за собой определенный хайп, а затем инициаторы будут обсуждать ее с акиматом – возможно, что-то будет взято на заметку.

BAO_march_2016_fb.jpg

Отлично. Может, поделитесь еще несколькими идеями для города сейчас?

Сейчас мы просчитываем финансовую часть нашего собственного проекта по запуску ЛРТ. Проще говоря, это электричка. Планируется, что она будет функционировать по кольцу – от района аэропорта, через Восточную Объездную дорогу, Аль-Фараби и Саина до проспекта Рыскулова. На этих магистралях большой поток, а по Восточной Объездной транспорт почти не ездит, поэтому людям приходится добираться с пересадками. Таким образом, эта линия существенно разгрузит трафик, если пустить хотя бы четыре состава. И более того – я планирую сделать пути приподнятыми над основной дорогой, таким образом, не нужно будет выделять специальную полосу для электрички. Расскажу, почему ко мне пришла эта идея. Я сам занимался проектом презентацией дорог с полосами, выделенными для общественного транспорта, в 2015 году его презентовали Байбеку. Многие автомобилисты негодовали, жаловались, что увеличились пробки на дорогах, а я очень рад этому проекту. Да, пробки увеличились, но на автобусах в основном ездят представители незащищенных слоев населения – школьники, студенты, пенсионеры, которые не могут позволить себе купить автомобиль. И хорошо, что для них создаются условия, что выровнялся график общественного транспорта, что они сейчас могут ездить с большим комфортом. А автомобилисты не умрут от того, что в городе появились специальные полосы для общественного транспорта. Я сам за рулем, тоже езжу по этим пробкам, и считаю, что пусть лучше создаются условия для молодежи и пенсионеров. И сейчас мы предлагаем новые транспортные маршруты, по которым можно выделить дополнительные автобусные полосы. Так вот, касательно идеи с ЛРТ - я узнал о том, что акимат планирует запустить подобный проект разработанный Яном Гейлом, но согласно ему для функционирования электрички будут сокращены автомобильные линии. Я предлагаю улучшить эту идею и пустить электричку по приподнятым путям, чтобы не занимать автомобильные и автобусные полосы, которые есть сейчас. Исходя из проблемы разгрузки дорог, можно предложить еще один проект – платные дороги в Алматы. Это абсолютно нормальная практика в развитых демократических государствах, потому что дороги – ценный ресурс, за который нужно платить. Понятное дело, что у нас народ привык к халяве, поэтому первое время такое нововведение вызовет массу недовольств.

Как и платные парковки.

И платные парковки – это тоже абсолютно нормально! Если вы приедете в любую страну, то увидите, что везде парковки платные. Я считаю, что платные дороги будут выполнять двойную функцию – пополнять бюджет страны и разгружать трафик. У людей будет два альтернативных маршрута: хочешь проехать быстро – заплати, условно, 300 тенге, не хочешь – езжай по загруженной улице. Такая система очень хорошо работает в Дубай, ее не взяли из воздуха, и в день она приносит – только подумайте – порядка миллиона долларов!

Понятно, что ближайшая цель – разгрузить улицы города, а долгосрочная?

Доходный источник бюджета для города и улучшение экологии. Люди начнут корректировать свой маршрут, меньше будут жечь бензин.

Вы бы смогли отказаться от автомобиля, чтобы внести свой вклад в разгрузку трафика и улучшение экологии?

Я в основном хожу пешком, сажусь на машину, если нужно проехать большое расстояние или взять что-то тяжелое.

Вы неравнодушный к городу человек?

Нет, неравнодушный. Я родился в Алматы, очень люблю свой город. У нас хороший аким, я приветствую его начинания. Мне довелось пожить в Нью-Йорке, и после сравнения с ним могу сказать, что у нас достаточно чистый и ухоженный город, очень комфортный для жизни, я не хочу никуда уезжать, по крайней мере, пока. Поэтому я стараюсь предлагать свои инициативы, которые сделают нашу жизнь лучше.   


Просмотров: 3016   Комментариев:

Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/1202/


NEW
Похожие записи