Ректор КАЗГЮУ: как сделать высшее образование в Казахстане бесплатным и вывести его на мировой уровень

Талгат Нарикбаев – ректор Университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева, человек, который работает в сфере образования более десяти лет. Находясь в другом городе, он настоял на том, чтобы дать интервью по скайпу, чтобы лично рассказать о своих идеях по улучшению качества образования, а не ограничиться сухими ответами в письменном виде, которые написал бы его ассистент. И знаете, теперь мы верим в том, что высшее образование в Казахстане станет не менее качественным, чем в университетах Лиги Плюща, и к тому же более доступным.


Талгат Максутович, для начала расскажите, как вы пришли в сферу образования?

Мой профессиональный путь начался не с образования, а с правоохранительных органов. С 1998 года я работал в УВД Астаны следователем, затем перешел в КНБ. И в 2008 году мой отец Максут Султанович пригласил меня в КАЗГЮУ. Таким образом, из органов национальной безопасности я попал в сферу образования. С 2013 года работаю ректором Университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева.

Что дала вам работа на посту ректора одного из ведущих университетов страны?

Главное – понимание того, что сфера образования не заканчивается за пределами определенного университета или школы. Если мы хотим развивать ее, нужно выстраивать серьезную государственную политику в поддержку образования. Потому что образование – это будущее нашего общества, а значит, и страны в целом.

Какие, на ваш взгляд, изменения необходимы современной системе образования?

Вообще, изменений много, и происходят они не первый год. Одно из лучших подтверждений этому – программа «Болашак», по которой с 1994 года отучились более 12 000 студентов. Многих из них мы привлекаем в качестве преподавателей у нас, в КАЗГЮУ. Это ребята, которые закончили Гарвард, Стэнфорд, Оксфорд, у них западное мышление, и сейчас они, в свою очередь, меняют мышление наших студентов. Из недавних нововведений – вышел закон, согласно которому университеты будут разрабатывать свои собственные программы образования. Если раньше они разрабатывались министерством образования, то теперь каждый вуз сам будет отвечать за качество своих программ. А рейтинг вузов будет составляться на основе данных о трудоустраиваемости выпускников. Чем больше процент трудоустроенных выпускников – тем выше рейтинг вуза. Университеты, у которых будет менее 40% трудоустроенных выпускников, лишаются лицензии. Соответственно, конкуренция между учебными заведениями будет жесткой. Теперь они не смогут прикрываться министерскими программами образования, которые, как правило, уже устарели, и статусом национального вуза. Университеты будут конкурировать исключительно на основе собственных рейтингов образовательных программ. Я даже больше скажу, рейтинг будет учитывать размер зарплаты, которую получают выпускники вузов. Эти данные будут поступать из ГЦВП и регулярно обновляться.

Как в таком случае быть со специалистами, которые работают на фрилансе и не трудоустроены официально?

Напомню, что у нас вышел закон, который обязывает самозанятых граждан перечислять пенсионные в ГЦВП. Поэтому каждый университет будет заинтересован в том, чтобы их студенты были трудоустроены.

Таким образом, вузы будут стремиться к тому, чтобы их программы были лучше и эффективнее, чем у других университетов?

Конечно. Кроме того, с 2021 года университеты не будут иметь права выдавать дипломы государственного образца. Наши студенты второго курса уже получат дипломы собственного образца Университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева. И это опять же усиливает конкуренцию между учебными заведениями. К примеру, когда я беру сотрудников на работу, я отдаю предпочтение выпускникам Назарбаев Университета, КИМЭПа, КБТУ. Потому что я знаю, что это сильные вузы. И теперь так будет со всеми университетами. Неважно, государственный или частный университет – значение будет иметь только его рейтинг. Новый закон позволяет вузам свободно улучшать качество образования, без оглядки на министерство. Этот фактор лег в основу идеи создания Лиги академической честности – объединения казахстанских университетов, которые стремятся улучшить качество своих образовательных программ.

Расскажите об этом подробнее. Что такое Лига академической честности и зачем она нам нужна?

С 2013 года мы (КАЗГЮУ) совместно с Назарбаев Университетом проводим в мае форум по академической честности. В этом году он прошел уже в третий раз. На форум мы приглашаем все вузы, заинтересованные в улучшении качества своего образования. К нам приезжают представители зарубежных университетов – были профессора из Грузии, Гарварда. И вот в этом году у нас появилась идея объединить вузы в Лигу академической честности. Вступив в нее, они обязуются придерживаться определенных принципов, которые направлены на улучшение качества образования. Идея не новая, подобные объединения уже давно есть в мире. В США это Лига Плюща, в Великобритании – Группа Расселл.

Какие правила будут установлены для членов Лиги академической честности?

Ключевое – это, конечно, соответствие академической честности. Вообще, что такое академическая честность? Это честность во всем – в работах студентов, проектах, дипломах, диссертациях, и в работах преподавателей. Никто не имеет права делать «copy past». Как пишутся дипломные работы сейчас? Студенты копируют целые абзацы из чужих научных трудов и используют в своих работах, не указывая источники в сносках. Это самый что ни на есть откровенный плагиат, который будет под строжайшим запретом.

Как будут отслеживаться все работы? Через старый добрый антиплагиат?

Да, но не через старый. Раньше мы использовали российскую систему антиплагиата, теперь мы перенимаем опыт Лиги Плюща и Рассел Груп. Они используют системы антиплагиата Turnitin. Мы уже приобрели ее и готовимся использовать в университетах-членах Лиги академической честности.

Эта система подразумевает чтение казахского и русского языков?

Уникальность Turnitin в том, что эта система распознает не язык, а код программирования. На сегодняшний день это лучшая система антиплагиата в мире. Если раньше студенты меняли некоторые буквы с кириллицы на латиницу, то теперь этот прием не пройдет, потому что система распознает схожие символы. Все работы – от обычных эссе до докторских диссертаций будут проходить через эту систему, и, конечно, будет установлен определенный порог уникальности в процентном соотношении, который будет определять качество работы.

Какие еще правила будут действовать для членов Лиги?

Еще одно основополагающее правило – не более 60% выпускников от общего числа поступивших студентов. К примеру, в университет приходит 1000 студентов. Через четыре года должно остаться не более 600 человек. Почему? Потому что к каждому студенты будут завышенные требования. Только лучшие смогут попасть в это условное количество – 600 человек, которые дойдут до выпуска. В противном случае, это будет не вуз, а фабрика по выдаче дипломов.

То есть университет не может выпустить такое же количество человек, которое принял?

Это невозможно, понимаете? Из 100% остается около 20% студентов, которые стремятся к качественному образованию. Остальные 80% просто не дотягивают до этого уровня. Опять же, усилится конкуренция между студентами за право стать лучшими. Это абсолютная нормальная практика для западных университетов. Другой вопрос – ставить планку на входе или на выходе. К примеру, Гарвард устанавливает жесткие требования на входе, то есть при приеме на обучение. Туда принимают только сильнейших, и если человек туда поступил, значит, он в 100% сможет закончить университет с хорошими показателями. А есть университеты, которые принимают всех желающих, но ставят высокие требования на выходе. Не каждый сможет дойти до выпуска, потому что с каждым курсом требования становятся все жестче, а количество отчисленных студентов увеличивается. В университетах постоянно нужно доказывать и подтверждать свои знания. Мы планируем установить отбор на выходе – не более 60% выпускников. И лучших студентов выбираю не я, как ректор, или не представители министерства образования или кто-либо другой. Все процессы регулирует система антиплагиата.

А если студент не вошел в число выпускников, он должен заново оплачивать обучение?

Вопрос оплаты в данном случае второстепенен. Если студент стремится к качественному образованию, он должен получить его в полной мере. И это не значит, что мы хотим бесконечно существовать за счет студентов. Наоборот, мы поставили себе цель полностью освободить студентов от оплаты за обучение за счет дополнительных доходов извне. Сейчас мы постепенно снижаем стоимость обучения, потому что участвуем в разных научных проектах, за счет которых увеличиваем свой доход. Этот доход направляется в образовательные процессы, на зарплату преподавателям. Нужно еще понимать, что хорошие преподаватели не стоят копейки. Зачастую месячная зарплата профессора больше, чем годовое обучение студента. Мы же не можем нести все расходы на образование из денег студентов, это неправильная позиция. Наоборот, мы стремимся к тому, чтобы снизить стоимость обучения. Но требования к студентам должны расти, потому что из этого и складывается качество образования. Всем понятный пример – плохо учившийся медик может убить человека своей некомпетентностью. А юрист (если мы говорим о выпускниках КАЗГЮУ) может загубить жизнь тысяч людей – непрофессиональным судейством, неработающими законами, неверным расследованием, слабой адвокатской защитой, некомпетентным прокурорским надзором.

То есть можно ожидать, что в ближайшем будущем высшее образование будет стоить дешевле?

Это зависит от каждого университета. Цель Университета КАЗГЮУ – снижение стоимости обучения до нуля. Мы хотим, чтобы для наших студентов образование было бесплатным. Это не означает что вы получите образование бесплатно, за него в любом случае должен кто-то платить. Соответственно, сам университет должен найти деньги для того, чтобы оплачивать расходы вуза. Также мы поддерживаем самых способных студентов – выдаем 30 грантов от университета для своих учащихся, 15 грантов – выпускникам образовательно-инновационного лицея (БИЛ), 3 гранта выпускникам Республиканской физико-математической школы (РФМШ). Кроме того, в этом году выделили 23 грантов для сирот и студентов из малоимущих семей и около 10 стипендий в размере 25 000 тенге, 61 скидку от 10% до 75% для социально уязвимых слоев населения, 8 грантов для иностранных студентов.

Кто может вступить в Лигу академической честности?

Все вузы, которые стремятся улучшить качество своей системы образования. Мы никого не принуждаем присоединяться к нам и никого не держим. Вступать могут как государственные университеты, так и частные.

И, наконец, совет будущим абитуриентам – какие специальности сейчас наиболее востребованы в Казахстане?

Наибольшим спросом пользуются специалисты в области сельского хозяйства, а также IT-специалисты и программисты. Стоит подчеркнуть, что сейчас программирование не является чем-то сверхспециальным, этим навыком должен владеть каждый человек. Поэтому для наших студентов мы ввели обязательный курс программирования. Учитывая закон, о котором я говорил в начале интервью, наша задача – наладить процесс таким образом, чтобы студент вообще не искал работу, работа должна найти его сама. Для этого мы каждый год проводим JOB FAIR (ярмарка вакансий), на котором работодатели сами знакомятся со студентами и приглашают лучших к себе в компании. А мы, со своей стороны, должны сделать из каждого студента бриллиант. Для этого мы думаем – какими навыками должен обладать человек, чтобы через четыре года он стал востребованным на рынке труда? Исходя из этого, даем ему необходимые знания – учим навыкам академического и делового письма на трех языках, развиваем навык ораторского искусства, тренируем умение анализировать информацию, прививаем критическое мышление. Знания и навыки должны быть актуальными, чтобы работодателю не пришлось обучать нового сотрудника базовым вещам, об этом мы и заботимся. Я верю в то, что совместные усилия университетов дадут свои плоды. Мы понимаем, что изменения не случаются сразу, они требует времени и взвешенных решений. Качество образования будет постепенно повышаться, если университеты перестанут переманивать друг у друга студентов, будут поднимать требования своим обучающимся и сотрудникам, и создавать честную академическую среду.


Фото: weproject.kz


Просмотров: 6373   Комментариев:

Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/1283/


NEW
Похожие записи