Сидик Хан о том, как создать логистическую компанию с глобальным годовым оборотом в $3,9 млрд

LUN_8767.jpg

Сидик Хан — генеральный директор Globalink Logistics Group Ltd — международной транспортно-логистической и экспедиторской компании, осуществляющей воздушные, наземные и морские перевозки грузов по всему миру. На сегодняшний день она является частью KerryLogisticsNetwork- лидирующей логистической компании в Азии, Европе и странах СНГ, а ее годовой оборот в 2018 году по прогнозам экспертов составит $3.9 млрд. А ведь когда-то Сидик Хан, только приехав в Казахстан из Великобритании, даже не знал, с чего начать свой бизнес в незнакомой стране, без знания языка и местных порядков. На молодежном бизнес-форуме YPO Kazakhstan он рассказал, как решился на переезд в Алматы, каким образом его компании удалось стать одной из ведущих транспортно-экспедиторских компаний, предоставляющей логистические услуги таким гигантам как Alibaba, Amazon, JD.com и многим другим.


Я не профессиональный спикер и не мотивационный оратор, но, надеюсь, моя история понравится вам. Это рассказ о том, как я начинал строить свой бизнес, будучи экспатом в вашей стране, и как веду его по сей день, спустя 25 лет. 

О старте

Сознательную часть жизни я провел в Великобритании и на Ближнем Востоке. Моя семья пуштунского происхождения из племенных районов, расположенных в пограничной зоне между Пакистаном и Афганистаном. Свою карьеру я начал в 21 год в городе Дубай. Когда мне было 22, распался Советский Союз. Именно тогда ко мне пришла гениальная идея создать бизнес в Центральной Азии. Этот регион не имеет выхода к морю, и моей бизнес-идеей было разработать мультимодальную транспортную систему для связи Центральной Азии с Китаем, Дальним Востоком, Ближним Востоком и Европой по суше. Я даже помню, каким образом выбрал Казахстан. Если соединить две руки и положить на политическую карту мира, то одним мизинцем ты коснешься Франкфурта, а вторым Шанхай. Большие же пальцы будут смотреть по направлению к Казахстану. С этого все и началось.

Я приехал в Казахстан в январе 1993 года. Единственная фраза на русском языке, которую я знал на тот момент звучала так: «Стой, стрелять буду!». Я услышал ее в фильме «Рэмбо 3». До того, как обосноваться в Казахстане, я объездил почти весь СССР и выбрал Алматы в качестве места для начала своего бизнеса. Приехав в Алматы, у меня не было ни единой мысли, куда идти и что делать дальше. Но уже тогда я четко осознавал, что это то место, где можно создать логистическую компанию, которая станет первой как в Казахстане, так и во всей Центральной Азии и СНГ. Поэтому мой первый совет для вас заключается в том, чтобы вы нашли уникальные и инновационные характеристики в вашей бизнес-идее.

Мы основали нашу компанию в 1993 году, а уже в начале 1994 открыли первый офис в Алматы. Тогда мне было 24 года. Начинать собственное дело в столь юном возрасте большой плюс, потому что ты ещё не до конца осознаёшь, на какое рискованное дело подписываешься. Тебе не страшно, ты еще не обременён семьей, и даже если ты падаешь, то встаешь и просто идешь дальше, вперед. С высоты сегодняшних дней и приобретённого опыта, решиться на такой шаг, мне было бы сложнее. Поэтому чем раньше вы начнёте, тем лучше.

Многие люди спрашивали меня — почему не Москва? Все просто. Я не выбрал Москву, потому что после распада СССР туда ринулись абсолютно все. Я был там, но с московскими расценками, я бы прожил там со своими $25.000 стартового капитала всего месяц. Я искал место, где смог бы прожить с имеющимся у меня капиталом хотя бы год. Это был Алматы. Если бы я опять вернулся в то время, то поступил бы так же: я бы снова выбрал Алматы из-за его географического положения и потенциала стать транспортным узлом Шелкового пути и Центральной Азии.

О первых успехах

Спустя 2 года с момента открытия я уже мог гордиться тем, что моя команда разрослась до 60 человек, а офисы были представлены в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане и Кыргызстане. То есть мы контролировали уже всю Центральную Азию. Правда, в тот период почти весь свой доход я тратил на обучение сотрудников. Мы заходили в каждый тренинг-центр, который видели. Нужно было обучать людей, потому что тогда никто ничего не знал о логистике. И это было самым сложным испытанием в 1996 году. Но мы не жаловались. Тогда у нас не было отбоя от клиентов, потому что на рынке мы были одни. У нас не было конкурентов, все шли только к нам. В 1998 году мы открыли офисы уже в Грузии, Армении и Азербайджане, а несколько лет спустя в России, Украине и Прибалтике.

DSC_0321.jpg

О расширении

К 2000 году компания Globalink уже была представлена в 9 странах, поэтому следующий шаг, на которые мы решились - это двигаться в Дубай, где был создан крупнейший транспортный хаб в мире. У меня были деловые связи в Дубай, и я видел потенциал привлечения средств для дальнейшего расширения. Это решение было судьбоносным. В период с 2002 по 2015 год, мы уже имели 32 офиса в 19 странах. Наша экспансия распространилась на регионы Ближнего Востока, Восточной Европы и даже Китая! Мы были самой быстрорастущей логистической компанией в регионе и достигли своего пика.

В 2017 году произошло слияние с Kerry Logistics, которые на тот момент были лидирующей логистической компанией в Азии, контролирующей поставки в 32 странах. Объединившись, мы сразу стали истинными лидерами на рынке Азии, Европы и Ближнего Востока. Сейчас KerryLogisticsпредставлена на Гонконгской фондовой бирже среди тысячи других мировых гигантов. Объединённая компания «Globalink & Kerry Logistics» сейчас работает в 55 странах и имеет более 4,5 млн. кв. м складских и терминальных помещений с количеством сотрудников - 25 000. У нас есть парк из более чем 8000 грузовых автомобилей. Также мы занимаем пятое место среди мировых морских экспедиторов.

И все это началось с Алматы, с парня, который кроме фразы «Стой, стрелять буду!», ничего не знал. Если я смог, то и вы сможете. Это реальность. Конечно, это был тяжелый путь, но если вы найдете уникальную бизнес-идею, у вас все получится. Запомните, любой бизнес должен обладать исключительностью. В этом залог успеха.

О стратегии рыночной экспансии

Со временем я понял, что моя компания объединяет запад и восток, выступая транзитным хабом Центрально-азиатского региона. Мы были ведущей транспортно-логистической компанией в Азии и странах СНГ. В Китае мы были третьими по размерам, после двух местных национальных компаний. В Казахстане и СНГ мы занимаем лидирующие позиции. Конечно, такие государственные компании, как КТЖ и КТЖ Express безусловно первые в качестве железнодорожного оператора, но когда речь идет о мультимодальных перевозках автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом, мы определенно являемся лидером на рынке. В каждой стране, в которой мы представлены, наша компания входит в ТОП-10. Если у нас не получается оккупировать верхние позиции, то мы покидаем страну, потому что в такой бизнес-стратегии нет смысла.

О вовлеченности в работу

Неважно, какие масштабы у вашего бизнеса, маленькие или большие, вы должны понимать каждый процесс, который происходит в вашей организации. Это как концепция McDonalds. В какой бы стране вы не пошли в McDonalds, везде один стандарт. То есть везде все создается, сервируется и подается одинаково. Условно, если в вашем штате работают, бухгалтера, юристы, маркетологи и тд., вы должны разбираться во всех этих отраслях, чтобы понимать, что вы идёте в верном направлении.

О росте

Изначально, продумывая вашу бизнес-стратегию, вы должны понимать, какую нишу вы хотите занимать. В логистике, например, вы можете заниматься наземными, воздушными или морскими перевозками. Если вы с самого начала будете знать, как хотите двигаться, вы будете быстрее расти.

Также, нужно учитывать смежные отрасли. Последние несколько лет мы развиваем логистические и дистрибьюторские услуги на региональных и глобальных платформах электронной коммерции. Мы рассматриваем электронную торговлю как сектор с высоким потенциалом роста, и поэтому активно инвестируем в этот сектор. Мы занимаемся бизнесом в области электронной коммерции, который очень хорошо развивается и приносит пользу нашей организации в Азии. Благодаря успешно выстроенной системе электронной коммерции, в этом году мы стали самым крупным партнером Alibaba в международных и региональных платформах электронной коммерции. Также, Amazon включил нас в свой ТОП-4 по Центральной Азии. А все потому, что когда-то мы приняли правильное решение о слиянии с KerryLogisticsи стали частью АО, что очень помогает нам расти в глобальном масштабе. Вы всегда должны знать, как трансформировать ваш бизнес и реинвестировать в различные области. Сроки очень важны в бизнесе. Выход из одного сектора не означает, что вы покидаете рынок навсегда. Иногда, это позволяет тебе идти дальше.

DSC_0304.jpg

О зоне комфорта

Сегодня в зале прозвучал такой вопрос: «Какой бизнес я могу начать, если у меня есть 2 млн тенге?». Это очень крупная сумма денег, и я скажу вам так — начните делать то, чего еще никто не делал. Не ограничивайте себя зоной своего комфорта. Не бойтесь выйти дальше вашего «дома». Не обязательно сосредотачиваться на Алматы или Астане, смотрите шире, оглянитесь вокруг. Ваши 2 млн тенге могут быть мизером в Алматы, но стать большими вложениями в маленьких областях или селах. Моим козырем было то, что я нашел место, где смог выгодно использовать свой стартовый капитал. Это, безусловно, пример удачного бизнес-кейса.

О страхе

Оглядываясь назад, я понимаю, что когда начинал, очень сильно боялся того, что меня ждёт впереди. Но я использовал свой страх, как топливо, которое двигало меня вперёд. Если бы я не принял решение покинуть свою зону комфорта, поверьте, я так никогда и не решился бы начать своё дело. После того, как я приехал в Алматы, я около 20 раз брал и снова возвращал авиабилеты в Лондон. Тогда было безумно холодно, на дворе стояла зима, и я был готов сдаться. К слову, мои «махинации» с билетами мне дорого обошлись, потому что тогда они стоили $2000. Поэтому в один момент, я просто решил их порвать. Это был мой единственный шанс, чтобы остаться здесь.

О близких

В течение моего первого года в Алматы, пока я прорабатывал свою бизнес-концепцию, кто только не пытался меня отговорить от этой затеи. Близкие и те, кто хорошо меня знает постоянно говорили: «Почему ты это делаешь? Зачем тебе это надо? Ты сумасшедший?». Если вы уверены в ваших силах, то, несмотря ни на что, пойдете против всех и не будете обращать внимания на весь негатив, направленный в вашу сторону. У меня могли опуститься руки, потому что многие люди были неприветливы, я не знал местного языка и не мог сразу привыкнуть к местным порядкам, но я не сдался. Если вы настроились на что-то, идите только вперёд, выполняйте поставленные задачи, просчитайте все риски, сделайте тайм-лайн, и не останавливайтесь, не смотрите назад. Если вы остановитесь, то уже не сдвинетесь с мертвой точки. Вы убьете вашу бизнес-идею. Не нужно говорить: «Я передумал. Может быть, завтра или лучше через месяц». Такого не должно быть. Отдавайтесь делу полностью, не жалейте энергии, окружайте себя позитивном. Старайтесь в это время больше общаться с теми людьми, кто вас поддерживают, нежели с теми, кто наполняет ваши мысли негативом и говорит, что ваша мечта недостижима.


Сессия вопросов от аудитории: 

Насколько широко в логистике распространено использование блокчейна? Действительно ли эта технология увеличивает эффективность работы в транспортно-логистической отрасли?

Блокчейн очень активно используется в логистике, все большее количество документации проходит через блокчейн. Приведу наш собственный пример использования этой технологии. К примеру, если посылке нужно доехать из Китая до России, или из Китая до Казахстана, у неё очень долгий маршрут. Она проходит несколько погранзастав, несколько пунктов приема-сдачи посылок, за это время у неё меняется несколько поставщиков. Все это подразумевает под собой большую работу по переоформлению документов. Сейчас все это делается в цифровом формате и благодаря блокчейн, мы можем контролировать каждую деталь, каждое изменение в документации. В последующие 5-7 лет все транспортно-логистические компании перейдут на блокчейн. Вопрос не в том, перейдут ли, вопрос в том, когда они это сделают. Уже сейчас блокчейн пользуется большой популярностью, поэтому спрос на него будет только расти. Но в Казахстане, к сожалению, не так много специалистов в этой сфере, поэтому нам приходится нанимать экспатриантов или иностранных специалистов. Поэтому я думаю, что для молодежи это перспективная сфера для развития.

Казахстан не имеет выхода к морю, поэтому логистика с дальнего зарубежья представляет для нас большую трудность. Мы вынуждены пользоваться услугами РФ или Китая. Какой выход из этой ситуации вы видите? Как сделать так, чтобы доставка грузов и мировая торговля проходила в более легком ключе.

Скажу так. Мы не можем поменять географическое положение Казахстана. Но что мы можем сделать в таком случае? У нас есть два конкретных примера. Сингапур построил на своей территории большой логистический хаб, увеличив количество грузоперевозок в 11 раз! Все товары, грузы и даже самолеты из Азии сейчас проходят через них. Второй пример, Дубай. Они построили самый большой в мире порт и теперь самый большой аэропорт, которые еще и соединены между собой. Это позволило им контролировать более 70% экспортно-импортных перевозок. Казахстан имеет той же потенциал, ведь он соседствует со 2 экономикой мира — Китаем, а также со страной из G10 — Россией. Да, в последнее время у РФ есть политические проблемы, но у них огромная экономика. Кроме того, могу привести вам статистику. В 2010 году через Казахстан проходило всего около 300 контейнеров с грузом, в 2015 это число составило уже 1000 контейнеров, а в 2019 году мы ожидаем 5000 контейнеров. Только представьте себе, сколько роялти Казахстан сможет выручить с одного контейнера. Даже если у Казахстана нет выхода к морю, это не значит, что он не может быть привлекателен с географической точки зрения. Наоборот, в некотором смысле это даже ваше преимущество.

Что мотивирует работать вас каждый день? И второй вопрос - когда вы напишите книгу о вашем бизнесе?

Арманжан Мерекеевич обещал написать книгу обо мне. Я ему уже передал все права (смеется).

Что касается мотивации. Знаете, когда в твоей компании работают 25000 человек, ты можешь проснуться посреди ночи, тяжело дыша, от мыслей, что в скором времени каждому из них нужно будет выдавать зарплату. Это очень большая ответственность. От твоих сотрудников могут зависеть еще тысячи людей. Именно это подстегивает тебя отлично выполнять свою работу и всегда принимать правильные решения. У меня есть обязательства перед сотрудниками, и у них передо мной. В тот день, когда мы ошибаемся, мы наносим вред не только самим себе, но и всем, кто, так или иначе, связан с нашей компанией. Думая об этом, ты встаешь рано утром и идёшь работать, потому что ты не можешь подвести людей, которые верят в тебя. Именно они и дают мне силы, заставляя каждый день быть лучше.



Просмотров: 2942   Комментариев:

Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/1317/


NEW
Похожие записи