Марат Бисенгалиев создал беспрецедентное аудио-визуальное шоу «Mr.Adam», которое уже ждут во всем мире

марат FB.jpg

Марат Бисенгалиев — известный казахстанский скрипач-виртуоз с мировым именем. Международная пресса называет его "блистательным, пламенным и ярким", а также одним из самых легендарных музыкантов своего времени. Подобные лестные отзывы получены Маратом не только за прекрасные выступления в лучших концертных залах мира, но и за то наследие, которое он оставляет после себя. Например, он основал первый в Индии профессиональный симфонический оркестр, со своей собственной командой — музыкантами из "Almaty Symphony" — Марат создает великолепные по масштабам шоу и перформансы. В интервью для Hommes.kz Марат Бисенгалиев рассказал о своем новом концертном проекте "Mr.Adam", с которым он планирует выступать в Алматы и Астане уже в декабре этого года, а также поделился своими мыслями относительно музыкального образования в Индии и откровенных сценических нарядах звезд классической музыки.


Марат, расскажите нам немного о вашем новом шоу «Mr.Adam».

Я бы не назвал «Мr. Adam» чистым шоу, потому что шоу — это, как правило, визуальное представление, у нас же бОльший акцент будет все-таки на музыке. Репертуар для «Mr.Adam» я подбирал лично — выбрал все самое что ни на есть лучшее, что написал британский композитор Карл Дженкинс. Сама же идея создания этого проекта исходила от Кайрата Кульбаева. В прошлом году на «EXPO» мы представили шоу «Энергия звука», концепция которого строилась вокруг Вселенной и охватывала ключевые этапы зарождения бытия: с момента возникновения Большого взрыва и до наших дней. Слоганом же «Mr.Adam» стала фраза «Когда жизнь можно услышать». В 16 эпизодах нашего шоу будут показаны основные периоды жизни героя, от рождения и самых ярких событий в его судьбе, до философского осмысления пройденного пути. Все мы проходим тот же путь, что и Мистер Адам. К слову, в названии шоу заложено казахское слово "Адам" (Mr. Adám), что в переводе на русский означает "Человек". Этакая игра слов.

Как мы понимаем, ЕХРО остались довольны сотрудничеством с вами в прошлом году?
Да, это был успех. Конечно, «Энергия звука» безумно масштабный проект. Сейчас мы работаем по его адаптации и уже в ближайшее время представим публике.  Формат нового проекта, «Mr.Adam», где вместе со мной задействованы 17 музыкантов, а также декорации в виде проекционных рамок – это новый жанр. Эту концертную программу мы сможем показывать во многих странах. Причем его целевая аудитория очень обширна и будет понятна любым сословиям, классам, детям и даже тем, кто совершенно не разбирается в классической музыке. Проблема концертов классической музыки всегда была в одном — сделать так, чтобы публика пришла, услышала эти произведения, а главное полюбила их. Наш подход, в котором идет комбинация гениальной музыки и талантливая постановка от опытного арт-директора, заточен именно на это. Пару слов как раз таки о человеке, который ставит шоу. Это российский режиссер и сценарист театра и кино Василий Бархатов. Его главное качество, как профессионала — он мыслит вне рамок. Его креативные концепции всегда срабатывают! Именно он создал для нас «Энергию звука», поэтому мы решили продолжить с ним сотрудничество. Во время технической премьеры в Москве в мае, мы уже понимали, что это будет нечто грандиозное, где музыка будет основным началом, а вся проекционная визуализация — дополняющим элементом, который усилит восприятие звука и нашего основного посыла.
Что будет представлять собой музыкальная часть вашего шоу?
Как я уже говорил, на сцене будут выступать 17 музыкантов во главе со мной. Трое из них — народные инструменталисты, которые играют на саз-сырнай, кобызе и сыбызгы. Будут также ударные инструменты в сопровождении горлового пения. Можно сказать, что все вышеперечисленное — идентификационные элементы шоу. Я посчитал, что очень важно использовать народные инструменты, выходя на международную арену. К тому же, в произведениях Карла Дженкиса очень часто используются народные мотивы. Большинство его композиций содержат южно-американские и африканские нотки в звучании.
По вашему мнению, это экспортная вещь?
Абсолютно экспортная. Шоу создавалось, чтобы привлечь внимание к классической музыке, сделать ее понятной и популярной для аудитории, предпочитающей другие музыкальные направления. У «Mr.Adam» нет географии или возраста – это уникальный проект, в который мы вложили душу. И я верю, у нас все получится. 
Отлично! Благо, вы являетесь казахом, поэтому нам крупно повезло, что мы увидим ваше шоу первыми.
Верно! Это казахстанский продукт и, конечно же, мы хотим показать концерт в первую очередь на родине, поэтому премьерные концерты пройдут в Алматы и Астане уже в середине декабря. 
Марат, давайте сделаем небольшое лирическое отступление и поговорим немного о том, как вы создавали первый симфонический оркестр в Индии. Почему вы выбрали именно этот регион?
Это очень интересная история. Как-то я давал концерт в лондонском «St. James's Hall», после которого ко мне подошел глава национального центра исполнительного искусства Хушру Сантук. Он поздравил меня, выразив почтение моему оркестру, и пригласил нас на гастроли в Индию. Буквально через три месяца мы уже были там с концертом. После он опять приехал ко мне в Лондон и сделал амбициозное предложение создать первый профессиональный оркестр Индии, на что я охотно согласился, хотя понимал, что это очень смелый шаг.
Вы уже говорили о том, что Индия — одна из тех стран, которая находится в вакууме, когда речь заходит о классической музыке. Как вы оцениваете уровень развития классических музыкантов там? Тяжело ли было сформировать состав для симфонического оркестра при данных обстоятельствах?
Очень тяжело. Я организовал прослушивания, через меня прошли сотни музыкантов, но уровень их мастерства оставлял желать лучшего, он был просто неприемлем для симфонического оркестра. В итоге я все же выбрал 8 человек, из которых можно было что-то «слепить», поработать и добиться нужного результата. Для них я изобрел особую технику обучения. Дело в том, что они все были самоучками, талантливыми самородками, которые занимались музыкой, основываясь только на свой энтузиазм. Многие из них никогда прежде не слышали о Бетховене, а начинали осваивать игру на контрабасе или скрипке только в 20 лет, что для мировой практики считается очень поздним возрастом! К каждому из них мы приставили профессиональных музыкантов, которые занимались с ними по несколько часов в день. То есть наш оркестр был интернациональным, он состоял из молодых специалистов из разных стран и нескольких индусов. Это нужно было для того, чтобы оркестр звучал на уровне. Музыка всегда должна быть высокого качества, компромиссы здесь недопустимы. К слову, в Индии есть Бомбейский камерный оркестр «Бомбей Чамру», где играют только индусы. Однако за 100 лет своего существования они практически ничего не добились, из чего можно сделать вывод, что главным принципом в музыке должно быть качество.
Выступает ли созданный вами индийский оркестр за рубежом?
Пока это происходит не так часто, как хотелось бы. Сейчас наша основная задача в этом направлении — в целом поставить на ноги школу классической музыки. Мы создали там учреждение, на примере нашей музыкальной школы им. К. Байсеитовой, с таким же куррикулумом (программой образования, — прим.ред.) и строжайшим отбором только самых талантливых учеников. Обучение в этой школе длится 11 лет, не все, конечно, становятся профессионалами, но многие выпускники после начинают выступать в симфоническом оркестре. То есть мы заложили правильную инфраструктуру для дальнейшего развития музыки в Индии. Причем до нас этой системы у них не было. Хотя в таких крупных городах, как Кулькутта, Ченнаи, Бангалор давно функционируют и специализированные школы, и консерватории, но никаких результатов для общего музыкального развития и просвещения они не дают. А все потому, что хоть у них и есть бюджет, но нет системы. Я же внедрил там нашу советскую систему образования, с теми же учебниками, методами и даже нашими педагогами из Казахстана, России, Туркменистана и других стран СНГ.

Марат, немного отвлеченный вопрос, но хотелось бы спросить, как вы привыкали к индийской еде? Для многих это становится большим испытанием…

Я до сих пор не могу к ней привыкнуть, поэтому, когда собираюсь в Индию на долгий период, везу с собой два больших чемодана с едой. Один чемодан стабильно забиваю нашими крупами и орехами. А дома у меня есть повар, который готовит для меня подходящие блюда. Еще меня спасает местный китайский ресторан. А вообще мне очень нравится индийская кухня в Англии, рассчитанная на вкус жителей Туманного Альбиона. Аутентичные индийские блюда для меня слишком острые и специфичные, я так и не свыкся с ними.

С музыкальным образованием в Индии мы разобрались, а как с ним обстоят дела в Казахстане? Не считаете ли вы казахстанскую систему образования в музыке немного архаичной?

Мне всегда казалось, что, образование, которое было при Советском Союзе, неплохое. Нынешнее образование по уровню и подходу в сравнительной степени ниже по качеству. Музыканты и тем более преподаватели классической музыки не особо востребованы на рынке. Надеюсь, со временем ситуация исправится, и интерес к профессии музыканта возродится.

Мы раньше, чтобы получить какие-либо знания, читали энциклопедии, ходили по библиотекам. Сейчас же наши дети все узнают из интернета, причем тратят на это значительно меньшее количество времени, чем мы в свое время. В связи с этим встает вопрос касательно актуальности высшего образования среди молодежи. Оно все меньше соотносится с действительностью. Многие уже просто не хотят терять по 4-5 лет на учебу в университете. Понятное дело, что есть профессии, которые требуют традиционного подхода, но вместе с тем, есть большое количество таких, на освоение которых можно выделить всего несколько недель-месяцев. То есть профессии, которые можно освоить в динамике. Что в данном ключе происходит с музыкой?

Мир настолько быстро меняется, что и образование, как вы правильно заметили, сейчас претерпевает большие изменения. Раньше на изучение определенной профессии уходило очень много времени, сейчас же с помощью технологий всему можно обучиться намного быстрее. Я смотрю не только на "готовый рецепт", то есть уже сформированную образовательную базу, которой пользуются столетиями, но и стараюсь всячески модернизировать все процессы обучения. 

Марат, если мы уж заговорили о гастролях, то давайте поговорим о ваших персональных турах. Расскажите нам о самых казусных ситуациях, которые случались с вами во время выступлений за границей?

После успешного выпуска альбома «Elgar-1» (Black Box), который был отмечен множеством премий и наград, со мной связались представители «Elgar Foundation», предложив выступить в Wigmore Hall. Для выступления они мне выдали скрипку и смычок самого Эдуарда Элгара. Тогда я проживал в Йоркшире, в двух часах езды от Лондона, и, уже выезжая на выступление, просто-напросто забыл скрипку у себя дома. Об этом я вспомнил, только когда подъехал к Wigmore Hall. До концерта оставалось пять часов. Поехать за ней обратно в Йоркшир было бы очень рискованно. В итоге я отправил за скрипкой жену, а сам попросил друга подготовить другой инструмент. Это была самая нервная репетиция на моей памяти. Я уже думал, что буду выступать с обычной скрипкой, но перед самым началом концерта жена все-таки привезла нужный инструмент, и мне удалось сыграть свой репертуар на скрипке великого музыканта. Благо, эта казусная история закончилась благополучно.

Еще одна «загадочная» ситуация произошла со мной, когда мы ехали с оркестром в автобусе, и, приехав к пункту назначения, заметили, что мои концертные костюм и туфли пропали. Это было в Польше, в городе Краков. В итоге я был вынужден выйти на сцену в простой кофте, джинсах, и в тряпочных ботинках. Перед выступлением я попросил ведущего объявить о том, что я попал в курьезную ситуацию, поэтому выгляжу подобным образом и выступаю в «домашней одежде» не по своей воле. Позже я узнал, что ведущий, постеснявшись, не известил зрителей об этом.Не представляю, что подумали зрители, увидев меня в таком обличии, тогда как оркестр был одет с иголочки. Одним словом, на том польском концерте, все были очень элегантные, а я вышел к зрителям в образе «хиппи» (смеется).

Вы считаете, что музыканты обязательно должны придерживаться определенного дресс-кода на выступлениях?

Нет, конечно. Есть такие необычные музыканты, как Найджел Кеннеди, который запросто выходит на сцену в рваной одежде. Китайская пианистка Юджи Ванг, например, любит эпатировать публику, предпочитая надевать на себя очень откровенные наряды. Молодая исполнительница с Узбекистана Лола Астанова тоже предпочитает подчеркивать свою фигуру красивыми платьями и нарядами. А вообще одной из первых женщин, кто открыто демонстрировал свою сексуальность на сцене, была Анна-Софи Муттер, В 1984 году она выступала в Москве еще 17-летней девочкой, и ее откровенный наряд тогда поверг всех в шок. Но сочетание виртуозной игры на скрипке и яркой визуальной составляющей в виде ее концертного платья произвело настолько сильное впечатление, что я до сих пор помню этот ее выход. Со своим оркестром, я тоже работаю над экспрессией лица и «языком тела», потому что до слушателя музыку нужно доносить всеми возможными способами, вызывая у человека различные чувства и эмоции. В этом плане меня всегда разочаровывает Израильский симфонический оркестр. Играют они потрясающе, но смотреть на них невозможно. Потому что они сидят с каменными лицами, и практически без движения. Это утомляет, хотя, может быть, кому-то нравится. Мне же хочется просто закрыть глаза.

А кто занимается вашими концертными нарядами?

Мы очень серьезно работаем над имиджем оркестра, поэтому в данном вопросе прибегаем к услугам дизайнеров. А свой личный гардероб я отшиваю в основном в Индии.

Очень интересно узнать кого из Казахстана, помимо вас, конечно, знает зарубежная публика? Основные ключевые персоны, продукты или еще что-нибудь?

Пока что наиболее знаменитый "казахстанец" среди иностранцев — это Борат. Это по большей части характерно для Европы и Америки.
Это очень печально на самом деле.

Марат, большую часть времени вы проводите, гастролируя по миру, или во Франции, где вы сейчас проживаете на постоянной основе. После долгого отсутствия, вы, наконец, приехали в Алматы и, наверняка, успели заметить, что город при новом акиме, Бауыржане Байбеке, изменился? Впечатлила ли вас произведенная властями реконструкция?

Я заметил, что произошли очень ощутимые изменения в городе, но насколько они приживутся, покажет только время. Я всегда открыт к новому, мне многое нравится, но не буду скрывать, что есть вещи, которые мне не по душе. Все обсуждают улицу Панфилова и BRT на Тимирязева. Думаю, это дело вкуса. Повторюсь, только время покажет, насколько необходимы были эти нововведения.


Шоу "Mr.Adam":
Алматы, 16 декабря
Дворец Республики, 19:30
Астана, 21,22,23 декабря
Конгресс-центр, 17:00 / 20:00
Подробная информация на сайте: www.almatysymphony.com


Просмотров: 512   Комментариев:

Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/1318/


NEW
Похожие записи