Мадибек Мусабеков о том, как составить конкуренцию Marvel и продавать казахстанские комиксы на Amazon

Мадибек Мусабеков - создатель первого казахстанского комикса "Ermek Batyr", который за короткое время успел завоевать популярность не только на территории СНГ, но даже в Америке. Так, любители комиксов из России, Украины и Белоруси скупили почти половину всего тиража казахстанского комикса, ну а американцы имели возможность сделать это на самой популярной онлайн-платформе Amazon.com. Мы поговорили с Мадибеком о том, какими сложностями сопровождался процесс запуска такого уникального для казахстанского рынка продукта, смогли ли они окупить вложенные в стартап 3.5 млн тенге и почему в Казахстане комиксы не пользуются особой популярностью.


Мадибек, с чего началось ваше увлечение комиксами?

Комиксы были неотъемлемой частью моей жизни с раннего детства. Будучи ребенком, я тратил бесчисленное количество часов на чтение историй про “Человека-Паука” и “Бэтмана”. О том, чтобы начать заниматься изданием комиксов казахстанского производства я впервые задумался в возрасте 16 лет! Тогда же я начал изучать изобразительное искусство и придумывать свои собственные сюжеты. Окончив школу, не колеблясь, поступил в КазГАСА, так как понимал, что именно в этом университете смогу развить и отточить свои навыки художника. Так и получилось. Именно в студенческие годы (если быть точнее, на 2 курсе) я стал прорабатывать идею «Ermek Batyr». Тогда он еще так не назывался, был лишь образ героя, без имени, и небольшая сценарная база, которая постепенно расширялась, обрастая новыми персонажами и сюжетными коллизиями. В итоге за 5 лет мы выпустили 13 выпусков, которые в общей сложности насчитывают 300 страниц, а ведь изначально я пытался сделать лишь 20-страничную стандартную историю. Но исход получился другим, чему я очень рад.

О чем повествует история «Ermek Batyr»?

Это история про сына Кадыра – Ермек Батыра, который решается уйти из дома в поисках себя, но обещает отцу вернуться. Спустя 10 лет уже состоявшийся батыр, наконец, понимает, что ему пора возвращаться домой. По пути к родителям в отчий дом он попадает в различные ситуации и переживает опасные приключения, которые продолжают формировать его как личность. При этом собственные переживания Ермека проходят на фоне реальных исторических событий, разворачивающихся во времена Казахского ханства, но он все же вымышленный персонаж, поэтому жанрово, я позиционирую наш комикс как «псевдоисторическая сказка».



Фото: voxpopuli.kz

А как проходит процесс создания комикса? Откуда вы берете вдохновение?

Вдохновение я беру из всего, что наблюдаю вокруг. Обычно это происходит вспышками, когда я увижу что-нибудь интересное в интернете, или поговорю с кем-нибудь. В такие моменты я уже начинаю складывать в голове сюжет будущей истории. Очень часто стараюсь переносить на бумагу свои мысли. А еще я часто беру за основу сюжета истории из реальной жизни. Например, рассказы моих родителей или бабушек и дедушек. Рисую я вначале на бумаге, каждую страницу отдельно. После заливаю все краской, оцифровываю весь материал на планшете, добавляю необходимые детали (облачка с диалогами и тд.) и начинаю верстку. После того, как верстка готова, мы отдаем уже готовый комикс на печать.

Мадибек, получается вы занимаетесь проектом «Ermek Batyr» самостоятельно? Есть ли у вас партнеры, команда или помощники?

У меня есть партнер, это Бекзат Мырзахметов. Он исполняет роль исполнительного директора в нашей команде, я же отвечаю за художественную часть. На самом деле, поиск подходящего партнера - самая трудная задача для стартапа, так как каждый представляет развитие бизнеса и творческого процесса по-разному. Мне, как художнику, который вообще ничего не смыслит в финансах и операционной деятельности, было важно творить, рассказывать историю своего героя через рисунки. А вот как «упаковывать продукт» и продвигать его дальше я плохо представлял. Благо, я познакомился с Бекзатом и он сказал, что эту часть забот возьмет на себя. У нас было общее видение процесса, поэтому мы разработали стратегию и начали двигаться по ней. С самого начала мы решили не зацикливаться на казахстанском рынке, так как он очень маленький, а стремились выйти в СНГ — на Россию, Украину и Белоруссию. У нас это получилось. Следующим этапом стало взятие Америки (смеется). Планы на будущее — пробить дорогу в Китай.



Если говорить откровенно, то в соседних странах наш комикс продавался лучше, чем в Казахстане. Например, 40% тиража мы реализовали только в России, так как там очень много любителей комиксов, да и физических точек продаж больше. Кроме того, мы нашли там дистрибутора, который закупает наши комиксы оптом, а после реализует через мелкие специализированные магазины. Во многом именно это сотрудничество обеспечило нам успех на российском рынке. Хороший спрос также наблюдается в Белоруссии и на Украине. В Казахстане же, низкие продажи объясняются не только тем, что комиксы - непопулярный вид литературы. Все дело ведь в том, что принято считать, что казахстанский продукт априори не может быть качественным. Но с таким стереотипом необходимо бороться. 

Действительно, особенно, если учитывать тот факт, что ваш комикс смог покорить даже Америку. Расскажите об этом подробнее.

Америку мы решили покорять через самый популярный у них онлайн-магазин amazon.com. У них есть подразделение, которое называется «Сomixology», где можно найти комиксы со всего света. Мы подали заявку на размещение, прошли модерацию и нас опубликовали. Продавался комикс на сайте за $2. Мы, конечно, особо не заработали на продажах, но это был крутой опыт. После мы узнали, что пройти модерацию на сайте - уже большой успех, так как на amazon.com очень придирчиво просматривают комикс, обращая внимание на качество рисунка, сюжет, текст и другие технические параметры. Пару слов хотел бы сказать в благодарность нашему другу из Америки, Айдие Айдарбекову, который помогал с продвижением комикса там, да и нашел переводчика, который проделал огромную работу, ведь помимо того, что он должен был сделать технический перевод с русского на английский, ему предстояло поработать со стилистикой и подачей материала, чтобы он был именно в американском стиле. То есть он подбирал слова, которые находятся в активном обороте именно в США, а не в Великобритании. Финансовые и юридические вопросы решал Бекзат. Вместе нам удалось добиться того, чтобы наш комикс наравне с американскими. 



А каков был ваш стартовый капитал при запуске данного проекта? Окупились ли вы за это время? 

Мы с Бекзатом вложили 3,5 миллиона тенге на печать первого тиража (1000 экземпляров), а также на покупку спецоборудования. Выбить деньги нам удалось лишь спустя 1,5 года. Конечно, это не тот срок, на который мы рассчитывали. Мы думали, что сможем реализовать тираж в течение полугода, продавая по 4-5 журналов в день. Но проблема в том, что в Казахстане нет специализированных магазинов комиксов. Как правило, это обычные книжные магазины. Мы, например, продаемся только в Меломане (в Алматы, Астане и Костанае) и в одномалматинском комикс-магазине. На самом деле, нам хотелось бы, чтобы в Казахстане формировалась культура чтения комиксов. Мы начали это делать, но с аудиторией нужно постоянно работать, стараться масштабировать ее, чтобы они ждали выхода новых серий комиксов и поддерживали «рублем» их создателей. Делать это в нынешних условиях, особенно если учитывать конкуренцию со стороны зарубежного продукта, очень тяжело. Поэтому мы находимся в поисках инвестора, который помог бы нам раскрутить бренд «Ermek Batyr», чтобы мы могли запускать рекламу, привлекая всевозможные каналы коммуникации - телевидение, печатные СМИ, билборды и тд. Иначе мы так и будем реализовывать тиражи годами…

Увенчались ли поиски инвестора успехом? Или вы продолжаете это делать?

По большей части продолжаем, хотя процесс сдвинулся с мертвой точки - на нас вышла все-таки одна организация, решившая поддержать наш проект. По условиям контракта мы не имеем права разглашать подробности сотрудничества, но обобщенно скажем так - они взяли на себя обязательства по печати комиксов, что в значительной степени облегчает финансовую нагрузку для нашей команды.  

Мадибек, можно ли уточнить, является ли продажа ваших комиксов основным источником вашего дохода?

На самом деле, нет. Они продаются не так быстро, как мы хотели бы. Львиную часть моего дохода идет от сотрудничества с крупнейшим издательством комиксов в России «BUBBLE Comics». Я курирую и полностью отвечаю у них за одну линейку комиксов.



Помимо отсутствия инвесторов и немного затянувшейся продажи тиража, были ли у вас еще какие-нибудь трудности при реализации проекта? 

Как бы странно это не звучало, но отсутствие конкуренции - большой минус. Нам очень хочется развить индустрию комиксов в Казахстане, но сделать это в одиночку трудно. Хотелось бы, конечно, чтобы было хотя бы несколько игроков. Если у нас появятся энтузиасты, которые захотят серьезно заниматься изданием комиксов, то я им буду всячески помогать и подсказывать. Понимаете, у нас ведь не Америка, где Marvel борется за читателей с DC, а мелкие издатели пытаются выбиться в первые ряды и тоже хоть как-то привлечь внимание аудитории. У нас пока нет подготовленной аудитории к комиксам, поэтому нам еще предстоит воспитывать нашу целевую аудиторию, которое через некоторое время станет первым поколением любителей именно казахстанских комиксов. Как первопроходцам нам сложнее, но я уверен, что скоро появятся и другие ребята. Сейчас индустрия комиксов за рубежом на подъеме, во многом благодаря экранизации многих историй. Ежегодно ведь выходят десятки фильмов, мультфильмов и сериалов на основе комиксов. Всем после выхода крутых кино-лент хочется посмотреть на этих супер-героев в печатной версии и понять как зарождалась их история. То есть на западе кинобизнес подогревает интерес к комиксам, поэтому спрос на них сейчас огромный. Наша же задача в данный момент - создавать качественный продукт, который будет востребован на любом рынке и (особенно!) признан на казахстанском. Создавая «Ermek Batyr», мы не планировали сделать из него казахского супер-героя, который бы летал над Алматы и спасал местных жителей. Я никогда не стремился к тому, чтобы просто копировать истории Marvel. Да, «Ermek Batyr» вобрал в себя множество супергеройских характеристик, но он все же батыр, образ которого был воссоздан по архивным историческим источниками приукрашен фантастическими событиями, творящимися вокруг него. Это не прототип и не казахская версия американских супер-героев, это полноценный персонаж со своими особенностями, бэкграундом и тд.

Сталкивались ли вы с негативом со стороны потребителей?

Скорее, не негатив, а опять-таки стереотипное отношение к казахстанским продуктам, к которым люди проявляют очень большой скепсис. Были случаи, когда потенциальные покупатели, увидев наш журнал, но даже не пролистнув ни одной страницы, начинали высмеивать его просто так. Повторю то, что сказал выше: они думают, что казахстанские комиксы - это жалкая пародия на американские истории. Этот стереотип подкрепляется не очень качественными казахстанскими кино-лентами. Был, например, даже фильм, где по сюжету мальчик просто надевает маску и превращается в супергероя. Никаких спецэффектов, продуманного или смешного сценария, классной развязки в этом фильме нет. Просто попытка «сделать кино как на Западе», а вдруг повезет. Сталкиваясь с подобным продуктом, люди думают, что и наш комикс - дешевая копия американских шедевров на казахский лад. Но это не наш случай. Мы создаем оригинальный продукт, у нас своя история и своя подача. Поэтому большая просьба - начните ценить местных производителей!

Думаем, в ближайшее время отношение действительно изменится. А каковы ваши дальнейшие планы?

В скором времени мы собираемся выпустить полное собрание сочинений по комиксу «Ermek Batyr». Мы его немного расширим, дополним и выпустим в виде 300-страничного тома. Сделаем мы это уже совсем скоро.

Также мы мечтаем о том, чтобы запустить тематическую игру по нашему комиксу, а еще снять фильм или полнометражный мультфильм в 2D/3D. Также в планах разработка мобильного приложения для iOS, потому что сейчас наш комикс доступен только на Android-системах.

Ну и в ближайшие 2-3 месяца мы уже готовим к презентации новый комикс «Золотой воин». Действия в нем разворачиваются во времена противостояния царицы Томирис и персидского царя Кира, в попытке последнего захватить сакские племена. Эта история представлена в фэнтезийном жанре, а в противостоянии Томирис и Кира будет интереснейшим образом замешан Золотой Воин. В отличие от «Ermek Batyr» этот комикс мрачнее и серьезнее, а в плане рисунка — более профессиональный, так как мы тоже не стоим на месте, каждый год оттачивая свои навыки и способности. Поэтому следите за нашими обновлениями!


Добавлено: 12 апреля 2019 г. в Интервью, Персоны

Просмотров: 501   Комментариев:

Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/1387/


NEW
Похожие записи