Андрей Лаврентьев: как заработать на производстве автозапчастей в Казахстане?

DSC__ (361).jpg

Андрей Лаврентьев, председатель совета директоров Allur Group, президент Ассоциации казахстанского автобизнеса, и, наверное, один из самых известных экспертов в области автомобильной промышленности, выступил на инвестиционно-предпринимательском форуме Silkway Shymkent Summit, и рассказал, что ждет автобизнес в Казахстане в ближайшие пять-десять лет.


Прежде, чем я приступлю к основной теме своего выступления — перспективы развития автомобильной промышленности в Казахстане, хочу привести некоторые цифры.

Снимок экрана 2019-05-02 в 18.57.32.png

В 2018 году объем производства автомобилей в мире составил 679 миллиардов долларов. Всего было произведено более 92 миллионов автомобилей. По оценкам мировых специалистов, объем мирового автопроизводства будет расти, несмотря на появление таких сервисов, как Uber, «Яндекс.Такси», каршеринг, и другие, и до 2025 года составит более 1 триллиона долларов (это 117 миллионов автомобилей).

Таким образом, мировое производство автомобилей всегда будет расти и развиваться. Этот процесс невозможно остановить, с учетом того, что население увеличивается. В частности, Казахстан, Китай, Индия, Азия в целом — это те страны, где уровень автомобилестроения будет постоянно расти.

Что интересно, объем производства компонентов всегда превышает объем производства автомобилей. Компоненты — это запасные части, собственно то, из чего производится автомобиль.

В прошлом году отрасль машиностроения показала самый большой рост в Казахстане. Причем в структуре машиностроения 19,2% занимает именно автомобилестроение. Но производства автокомпонентов здесь практически нет.

Большой вклад в развитие автомобильной промышленности внес именно Шымкент. Это первый город в Казахстане, который реализовал самый амбициозный государственный проект по запуску общественного транспорта — почти 1000 автобусов, и 300 из них будет поставлено до конца года. Поэтому показатель 19,2% — большая доля, на самом деле, и это вклад Шымкента в развитие автомобильной отрасли.

В 2018 году в Казахстане было произведено порядка 30 000 автомобилей, автобусов и всей коммерческой техники на 205 миллиардов тенге. В 2019 году эта цифра вырастет примерно до 50 000.

Есть такое понятие, как уровень автомобилизации на 1000 человек населения. В США это 911 автомобилей на 1000 человек, в России — 300/1000, в Казахстане — 250/1000. Китай и Индия, как я уже сказал — это те страны, где больше всего будет развиваться спрос на автомобильную промышленность. У нас также наблюдается колоссальный рост, поэтому к 2025 году объем автомобилестроения в Казахстане составит порядка 150 тысяч машин в год, экспортные поставки — порядка 30%.

Теперь я перехожу к предложениям. Всего в Казахстане в 2018 году было произведено автомобилей на 205 миллиардов тенге. Из них 160 миллиардов — это завезенные автозапчасти — мы, как производители, не имеем к этому никакого отношения, наша локализация составляет всего 45 миллиардов тенге. Это около 35% вклада в общий процесс производства автомобилей, больше этого показателя на любом заводе достичь невозможно. Эти 30% — процесс производства, сварочные, красочные линии, и т.д. Все остальное делают поставщики автомобильных компонентов. Это не уникальный опыт, так работают все заводы мира.

Рынок автомобильных компонентов — это не только первичный завоз, это еще и секонд-хенд. По данным статистики, в прошлом году в Казахстан было завезено запасных частей на 348 миллиардов тенге. Это рынок, который у нас есть, но мы им не пользуемся. В Шымкенте производятся масло, фильтры, но больше в стране ничего из автомобильных компонентов. Мы понимаем, что необходима специальная программа по развитию автомобилестроения. Такая программа есть, в нее включены три региона — Шымкент, Восточно-Казахстанская область и Костанайская область. В Шымкенте мы начинаем реализацию этой программы.

Я посетил практически все крупные и мелкие автомобильные заводы в Китае, Малайзии, Таиланде. Вы можете подумать, что автомобильная индустрия — это какие-то огромные кластеры, миллиардные инвестиции. Нет, ничего подобного нет. Это небольшие компании, которые производят автокомпоненты — тормозные колодки, фильтры, коврики. То есть это достаточно маленькие предприятия, которые мы можем потянуть. Иной раз инвестиции таких предприятий составляют 300-500 тысяч долларов, миллион долларов. Им предоставляется индустриальная зона, помещения, в которых размещается непосредственно производство — и все! Это дает колоссальный мультипликативный эффект. Сейчас Китай производит автомобильные запчасти на сумму более $600 миллиардов, Таиланд — практически на $200 миллиардов. Хотя Таиланд — небольшая страна с небольшими возможностями, и внутренний рынок у них невелик. Поэтому Малайзия и Таиланд сумели сделать большой прорыв на рынке автомобильного производства. Это та ниша, которую даже мы можем занять на нашем внутреннем рынке.

Что можем сделать мы? Создать кластер, программу развития, которая позволит при государственном софинансировании создать небольшие компании, малые частные предприятия, вовлеченные в этот процесс. А мы, как автомобильные производители, можем взять на себя ответственность по приобретению у них запасных частей на ближайшие десять лет. Здесь, на юге Казахстана, возможна хорошая синергия, потому что все отмечают сильный предпринимательский дух шымкентцев, и к тому же, акимат города дает все возможности для развития бизнеса. Мы же со своей стороны приложим все усилия, чтобы этот производственный автомобильный кластер принес пользу и жителям города, и нам, промышленникам. 


Добавлено: 2 мая 2019 г. в Персоны

Просмотров: 3046   Комментариев:

Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/1397/


NEW
Похожие записи