Ануарбек Иманбаев: "Завод Tesla в Казахстане - это реально"

IMG_1028.JPG

Ануарбек Иманбаев – парень из Казахстана, который живет в Америке, штате Техас. Семья Ануарбека переехала в Штаты, когда ему было девять лет. Несмотря на то, что вся его жизнь прошла в США, Ануарбек тесно связан в Казахстаном – в семье по сей день они продолжают говорить по-казахски, и даже образование он получил по специальности «нефть и газ», чтобы вернуться на родину и работать в самой востребованной сфере. Правда, получилось по-другому – Ануарбек остался в Техасе, городке Остин, но при этом начал активно способствовать популяризации «Теслы» в Казахстане. Его цель – создать развитую инфраструктуру для электромобилей, а в ближайшее время открыть первый сервисный центр для «Теслы» в Алматы.


Ануарбек, расскажите немного о себе и своей семье – почему вы переехали в Штаты, как жили первые годы?

Я родился в городе Жанаозене, затем, когда мне было пять лет, мои родители переехали в Актау. Мой отец работал с нефтегазовом секторе – для западноказахстанского региона это типичный способ заработка. В 1992 году у нашей семьи появилась возможность переехать в США. Третий класс я закончил в казахской школе в Актау, а в четвертый пошел уже в Бостоне. Еще через год мы переехали в Техас, где живем и по сей день.

Когда мы переехали в Америку, нас в семье было трое – я, мой брат Адильбек и сестренка Инкар. Мне было девять лет, Адильбеку – шесть или семь, а Инкаре – четыре года. Наша младшая сестренка Жанар родилась уже в Америке, в 1995 году. Мы все свободно говорим на казахском, потому что общаемся дома только на нем. Это наше семейное правило – как только мы заходим домой, мы перестаем говорить на английском и даже на русском. Более того, русский мы постепенно забываем, потому что не практикуем его. У меня не так много русских друзей, зато много друзей-казахов, и они шутят, что парень-казах, то есть я, не говорит по-русски. Помню, в Хьюстон приезжало много ребят по программе «Болашак», и общаясь со мной, они говорили на казахском. У меня есть даже история о девушке, которая приехала на учебу в Хьюстон, и выучила родной язык благодаря мне! Когда она позвонила домой, ее бабушка расплакалась – внучка заговорила по-казахски вдали от дома!

Сложно было учиться в школе?

Сейчас я уже не помню, как выучил английский. В детском возрасте адаптация к языковой среде проходит быстрее, но сложности, определенно, были. Первое время не понимал ничего из того, что мне говорили. Помню, часто лез в драки – так часто случается, когда дети не понимают друг друга. Первые два года я учился по программе ESL (English Second Language) - посещал обычные уроки типа математики и остальных с американскими детьми, но от того, что мне нужно было учить язык, я брал еще и уроки по ESL. Кроме того, в школьном возрасте я параллельно начал работать. Когда ты приезжаешь в Америку, то видишь капитализм в действии, как люди зарабатывают деньги. Я в свои девять лет тоже решил начать зарабатывать – подошел к отцу и сказал, что видел детей, которые чистят машины от снега, а им за это платят по одному, по пять долларов. Он ответил, что я тоже могу попробовать, не стоит бояться. Я уговорил своего младшего брата Адильбека пойти со мной и мы начали чистить машины за чаевые. Для меня это были легкие деньги, я был удивлен тем, что такая несложная работа может приносить доход. А летом мы с братом стригли газоны во всем районе, нам платили за это по 20, 30, 40 долларов. К нам присоединились еще двое друзей, и дело пошло. Отец поощрял нашу деятельность, да и вообще в США хорошая среда для предпринимательства.

А чем занимались ваши родители?

Мой отец всегда работал в нефтегазовом секторе, сейчас он занимается бизнесом. Моя мама была домохозяйкой, занималась нами. В целом, в старшей школе я был хорошим учеником. После окончания школы я решил поступать на нефтегазовое машиностроение - в то время Университет Техаса был лучшим в мире по этой специальности. В то время я, как и отец, размышлял очень патриотично – он не думал переезжать в Штаты навсегда, а хотел, чтобы мы выучились здесь, получили опыт работы и вернулись в Казахстан. Поэтому я выбрал такую специальность – планировал вернуться на родину и быть полезным и востребованным там.

Почему вы не вернулись?

Я видел много возможностей здесь. Тем не менее, один год я проходил стажировку в «КазМунайГазе» - это была работа в строгих рамках, везде свои «агашки». Мне, выросшему в Штатах, это было непривычно. Я действительно хотел преуспеть в своем деле и решил, что буду по возможности лучшим инженером-нефтяником в Штатах. Я устроился на работу в «Kerr-McGee», который впоследствии был куплен компанией “Anadarko Petroleum”, там занимался глубоководной добычей нефти на Мексиканском заливе, затем - береговой добычей в Техасе, Оклахоме. Когда случилась сланцевая революция по горизонтальному бурению, перешел на фрекинг и бурение. Далее ушел в офисную работу, а через несколько лет я получил степень MBA в Техасе. После этого я занимался технологиями и добычей сжиженного природного газа в Мозамбике, на востоке Африки. В целом, проработал в нефтегазе двенадцать лет, ушел из отрасли около двух лет назад.

Как получилось, что после длительной работы в нефтегазе вы присоединились к «Тесле»?

Мой близкий друг стал управляющим в «Tesla Motors». До этого он работал в facebook - Илон Маск лично позвонил ему и пригласил на работу, когда компания только открывалась. Благодаря другу я начал узнавать больше о «Тесле», Илоне Маске, я действительно увлекся этим.

IMG_2218-min.jpg

Вы знакомы с Илоном Маском?

Да, мы встречались несколько раз. После того, как я узнал о «Тесле», начал инвестировать в эту компанию, покупать акции. Чем больше я узнавал об Илоне Маске, тем больше восхищался им как личностью, и тем, как он руководит компанией. Следующим шагом я открыл клуб владельцев «Теслы» в Хьюстоне, затем мы вместе с моим другом-видеографом запустили канал Tesla Geeks на YouTube и открыли аккаунт Super Tesla Geeks в Инстаграме, а еще через некоторое время начали записывать подкасты Tesla Geek Show, где рассказывали о «Тесле», SpaceX, в общем обо всем, над чем работает Илон Маск. «Тесла Моторс» - уникальная в своем роде компания, они не делают никакой рекламы, не тратят деньги на маркетинг. Илон Маск верит, что если ты делаешь крутой продукт, люди будут покупать его и рассказывать о нем другим. То есть если тебе действительно нравится твоя машина, ты будешь говорить другим: «У меня потрясающая машина, ты должен тоже взять такую». В продажах есть термин, обозначающий такой вид продаж – реферальная система. Ты можешь быть рефером своей семье, друзьям. Если кто-то покупает «Теслу», они получают код от рефера. Я стал лидером по продажам «Теслы», у меня было более двухсот рефералов – то есть я продал более 200 машин другим людям. В 2018 году я занял первое место по итогам продаж в Северной Америке и выиграл главный приз – Tesla Model S в полной комплектации за 170 тысяч долларов.

Можно сказать, ваше увлечение переросло в бизнес.

Да! Это был мой первый выигрыш, впоследствии я выиграл еще две «Теслы» благодаря реферальной программе – это суперкары Next Generation Roadster, который будет самой быстрой машиной в мире. Он выйдет в конце этого года или в начале следующего. Этот электромобиль разгоняется до 100 км в час за 1,9 секунд. «Тесла» всегда привлекала меня не только своими техническими характеристиками, но и тем, что компания считает своей миссией устойчивое развитие, чистую энергетику. У меня три «Теслы» - Model S, Model X и Model 3. Я фанат «Теслы» и действительно наслаждаюсь ездой на их машинах.

А как у вас появилась идея привезти superchargers для «Теслы» в Казахстан?

Эта история началась в марте 2019 года. Я уже говорил, что очень интересовался всем, что делает «Тесла», посещал все их презентации (Илон Маск проводит такие же презентации, как Apple, когда выходит новый айфон), и как раз в марте 2019 года вышла Tesla Model Y. Вместе со мной были мои друзья из Казахстана. И вот на презентации Илон Маск заявляет, что у него есть мечта – проехать однажды на «Тесле» от Лондона до Пекина. Моей первой мыслью было: «Боже, ведь Казахстан является мостом между Европой и Китаем!». Я настолько был воодушевлен этим, что прямо на презентации закричал: «Казахстан!». В этот момент я стоял прямо перед Илоном, и он, глядя на меня, объявил: «У нас много сторонников в Казахстане – мы построим там наши зарядные устройства. Есть здесь еще кто-нибудь из Казахстана?». И мои друзья громко зааплодировали. Для меня это был очень важный и значимый момент. Я давно задумывался над тем, чтобы привезти «Теслу» в Казахстан и обеспечить для этого всю необходимую инфраструктуру. А подтолкнул меня к этому мой брат Серик Иманбаев. Он живет в Актау, и каждый раз, когда он приезжает погостить ко мне в Хьюстон, я даю ему свою «Теслу». И вот уже пять или шесть лет Серик просит меня привезти «Теслу» в Казахстан. Презентация Model Y стала толчком для реализации моих давних планов.

t1.jpg

Как Илон Маск поспособствовал вам в этом?

Он свел меня с другими руководителями из «Теслы». Они были готовы помочь мне, но им нужно было «прозондировать почву» и знать, что со стороны государства в Казахстане также будет оказана помощь. Летом прошлого года я полетел в Казахстан – сначала в Актау, затем в Астану и в Алматы. Все лето мы искали хорошие локации для установки быстрых зарядных устройств и центра технического обслуживания. Строительство сервисного центра – наша основная задача, поскольку владельцев «Теслы» в первую очередь интересует, где они могут починить машину при поломках. На первом этапе мы не афишировали свои планы, подписали со всеми договоры о неразглашении. Обсудив все, решили поставить первые суперчарджеры в Астане. Установка в Talan Towers завершилась 13 ноября 2019 года, и уже через три недели мы открылись в Алматы, в Esentai Mall. Первый центр технического обслуживания мы также планируем открыть в Алматы до конца этого года.

Вы планируете установить суперчарджеры в других городах или на трассах между городами?

Да, конечно. В Алматы я встретился с Бахытжаном Сагинтаевым и рассказал о том, что мы хотим запустить через мегаполис «Шелковый Путь 2.0.» - версию для электромобилей. Казахстанцам необходимо строить дороги и электрифицировать их. Поскольку большинство товаров из Китая идут на экспорт в Европу, Казахстан может стать крупнейшим транзитным хабом. Поэтому я хотел простимулировать правительство Казахстана отнестись к этому серьезно и уже сейчас инвестировать деньги в строительство дорог, приспособленных для электромобилей.

IMG_1665-min.JPG

И как власти Казахстана относятся к вашим инициативам?

Очень положительно. Нам оказал поддержку премьер-министр Аскар Мамин. Целая казахстанская делегация во главе с ним приехала в Сан-Франциско, чтобы встретиться с Илоном Маском и посмотреть завод во Фримонте, где сейчас собираются все электромобили «Тесла». Здесь были министр торговли, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, министр сельского хозяйства и многие другие. Мы обсуждали возможности установки быстрых зарядных устройств и центров технического обслуживания по всему Казахстану. Но я не хотел бы ограничиваться этим – считаю, что «Тесла» могла бы заняться в Казахстане добычей сырья для производства батарей – лития, никеля и кобальта. Это бы помогло создать новые рабочие места.

А сейчас производство «Теслы» находится только в Америке?

Да, единственный завод – во Фримонте, маленьком городке рядом с Сан-Франциско. В конце прошлого года они построили завод в Шанхае – на нем будут собирать Model 3 и Model Y, но только для китайского рынка. Чтобы делать электромобили, нужно много батарей; чтобы производить много батарей, нужно много сырьевых ресурсов. Поэтому я объяснял руководству «Теслы», что если они будут контролировать добычу сырья, то будут контролировать и будущее электромобилей. Я встретился с Илоном лично и постарался убедить его, что Казахстан - это больше, чем нефть и газ, у нас много минералов и очень талантливая рабочая сила, одаренные молодые люди, поэтому работа на рынке Казахстана будет для него преимуществом. Еще одна моя мечта – строительство завода «Тесла» в Казахстане. Я думаю, это имеет смысл, так как бывшие страны СССР имеют хорошую инфраструктуру для продажи и перевозки автомобилей между собой. То есть «Тесла» может производить машины в Казахстане и затем продавать их в России, Узбекистане, Кыргызстане и других странах.

Помимо этого, если честно, я считаю, что в Казахстане много говорят об устойчивом развитии и зеленой энергетике, но это всего лишь разговоры, не подкрепленные реальными действиями. Я видел здание ЭКСПО в Астане, и это было впечатляюще, но не думаю, что у нас реально есть много «зеленых» проектов. Надеюсь, что «Тесла» могла бы стать стимулом для развития этого направления в Казахстане. Если бы «Тесла» официально появилась в Казахстане, это бы обратило внимание других инвесторов, таких как Google или Facebook, на то, что Казахстан - прогрессивная страна, работающая с лучшими компаниями мира.

Сколько станций быстрой зарядки вы планируете привезти в Казахстан в ближайшее время?

В этом году, я думаю, мы откроем еще две или три локации в других городах. Но главным событием будет открытие сервиса. Можно поставить сколько угодно зарядных устройств, но если люди не смогут обслуживать свои машины, я не думаю, что они будут их покупать. Клиенты полагаются на сервис. Даже мой брат, с которого все началось, ждет открытия сервисного центра, чтобы купить «Теслу».

Как думаете, Илон Маск сможет приехать в Казахстан на открытие официального сервисного центра?

Я уже пригласил его, но не знаю, сможет ли он приехать. Когда мы установили первые зарядные устройства, я твитнул: «Добро пожаловать в Казахстан, Илон и «Тесла»!». И он лайкнул и ретвитнул это! Илон – большая звезда в Казахстане, когда мы презентовали свои идеи политикам и бизнесменам, нам были открыты все двери. Да и причина, по которой я сам восхищаюсь Илоном - я верю в то, что он делает, причем делает не для себя, а для человечества. Люди идут работать в компанию, чтобы быть причастными к ее миссии – ускорить мировой переход к устойчивой энергетике. В какой-то момент это должно произойти, так как запасы нефти и газа не бесконечны, и Илон знает это. Многие люди считают, что «Тесла» соперничает с Porsche и другими компаниями, создающими электромобили. На самом деле, Илон Маск мотивирует эти компании создавать электромобили. По моим предварительным расчетам, продажи электромобилей будут расти. В 2018 по всему миру было продано 1,5 миллиона электромобилей, из них 80% - в Китае. «Тесла» продала около 16% - это самый большой показатель, остальное - от маленьких компаний. В 2019 году было продано около 2 миллионов, но в течении следующих 5 лет мы ожидаем, что число возрастет до 37 миллионов проданных электромобилей в год. То есть в 2024-2025 продажи электромобилей будут составлять 1/3 от всех продаж. Будущее уже здесь! Например, Китай сейчас делает многое для устойчивого развития, из-за того, что страна очень загрязнена - люди страдают и болеют. Я бы не хотел, чтобы в Казахстане дошло до этого, и поэтому мы должны начать действовать сейчас - привлекать инвестиции, менять менталитет людей и отношение к устойчивой энергетике.

Но благодаря вам мы идем к этому. Еще два года назад мы и подумать не могли, что уже в 2020 году откроется первый сервисный центр «Теслы» в Казахстане.

Да, а к концу 2019 уже будут установлены две локации быстрых зарядных устройств, и это не предел - в ближайшие годы планируем открывать новые суперчарджеры. И вы представляете - ни в России, ни в Индии еще нет суперчарджеров. В России их должны запустить в 2020. Казахстан - номер один! 


Просмотров: 6842   Комментариев:

Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/1494/


NEW
Похожие записи