ТИМУР НУРТАЕВ: как строили Наурызбайский район, о «голубых» рынках и пользе Тiktok для госпрограмм

Тимур Нуртаев.jpg

Тимур Нуртаев – один из известных девелоперов Алматы, известный по бренду Timus – cначала ТИМУС Construction, а теперь TIMUS Development. Помимо того, что он самый первый и самый крупный застройщик Наурызбайского района, Тимур еще и активный общественно-политический деятель – благодаря ему в автобусах Алматы появился Wi-Fi, на Медео – электрические такси, а из его Тиктока люди узнают о полезных государственных жилищных программах.


Тимур, у вас большой бэкграунд, расскажите, как все начиналось? Как вы пришли в строительство?

Наверное, начну издалека. Я потомственный строитель – мой папа тоже заслуженный строитель, он начинал свою карьеру в Алматинском домостроительном комбинате, который был у нас в советское время. Там они познакомились с моей мамой. Когда я был маленьким, мой папа уже был руководителем, управлял строительными процессами по телефону, а иногда даже брал меня с собой на объекты. Уже с детства я видел в нем задатки лидера и управленца, пусть и советского, и впитывал их. Ну а кроме того, у папы очень богатая речь, от него я перенял множество интересных поговорок. Например, «мы его как Бог черепаху разделаем». От папы же я услышал выражение, по которому живу до сих пор – «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца».

Я поступал в Архитектурно-строительный институт, более того, при нем я проучился 10-11 классы. Правда, при поступлении он уже назывался КазГАСА. На поток нас поступило порядка 120 человек, из них закончили 30. И только 3-4 человека сейчас работают в строительной сфере. Потому что в 97 году, когда я закончил университет, строительство в Казахстане практически не велось – был период разрухи. И тогда, наверное, был единственный случай, когда папа помог мне по работе – он попросил своего друга устроить меня к себе. И друг отправил меня на Карачаганакское месторождение обычным инженером. Тогда, в начале 2000-х, закладывалась нефтяная отрасль, строился Тенгиз, строилось Карачаганакское месторождение. Я начал свою карьеру с работы с иностранными компаниями, и считаю, что это очень хорошо – я увидел принципы и подход западных компаний к управлению строительными процессами. И потом, когда у меня появился свой бизнес, я старался во всех проектах внедрить те принципы управления, которым научился в то время.

Чему иностранцы научили вас в 90-х?

Главное, что я для себя отметил – вся работа у них велась четко по протоколу. Первым пунктом в нем шла техника безопасности, и соблюдали ее очень жестко. У них есть выражение – Safety First. Ничего не может быть важнее жизни и здоровья человека.

Второе – качество производства работ. Мы как потребители часто говорим – этот застройщик качественный или некачественный. В компании, в которой уделяют внимание именно системе управления качеством, скорее всего, будет меньше недоделок и просчетов – значит, застройщик качественный.

Третье – это управление временем. Есть такое понятие, как долгострой, но если ты выстраиваешь график производства работ, то шансы сдать объект не в срок значительно уменьшаются. Кстати, я был одним из первых инженеров, который обучился работать в программе Primavera для выстраивания графиков. Тогда эта программа была единственной, даже иностранцы удивлялись, что она появилась в Казахстане. И помню, у нас был проект, по которому мы отставали со сдачей в эксплуатацию на месяц. Если бы мы заканчивали раньше, то за каждый сэкономленный день в прибыль компании перечислялось бы по 5000 долларов в день в качестве бонуса. Представьте – если сдашь объект на 10 дней раньше срока, ваша компания заработает сверху 50 000 долларов. На месяц раньше срока – плюс 150 000 долларов. И наоборот – за каждый день просрочки компанию штрафовали на 5000 долларов. И у нас была такая мотивация, что мы сдали объект вовремя, хотя отставали от графика на 30 дней.

Почему решили оставить карьеру в хорошей компании и открыть свой строительный бизнес?

Ко мне как-то подошел коллега и предложил: «Давай откроем компанию?». К тому времени у нас уже был хороший опыт, я подумал и согласился. На следующий день он говорит: «Давай назовем ее Tibas Construction». Я спрашиваю: «Почему Tibas?». Он отвечает: «Тимур – ты, Бахыт – моя супруга, Серик - я». Открыть общую компанию у нас с ним не получилось, но идея осталась в голове. Через некоторое время мой папа открыл компанию и назвал ее Timus. Многие до сих пор думают, что это отсылка к моему имени, но речь не обо мне. У человека есть вилочковая железа, она же тимус на латыни. Эта железа вырабатывает гормон счастья. А еще на греческом «тимус» означает душа. Как корабль назовешь, так он и поплывет – я считаю, что мы действительно уже больше 10 лет дарим людям счастье и делаем это с душой.

IMG_5750-min.jpg

Можете рассказать о своих самых успешных проектах, теми, которыми вы гордитесь?

Наш Тимус вошел в полную силу в 2013 году, когда к Алматы был присоединен новый район – Наурызбайский. Соответственно, этот район надо было развивать – строить жилье, школы, детские сады, административный центр. И совместно с акиматом Алматы мы смогли практически в пустом поле реализовать микрорайон Шугыла – это был успешный кейс государственного и частного партнерства.

До того, как мы начали строить, поле было заселено самозахватчиками. И мы не просто выгоняли их, а договаривались – кому-то дали денег, чтобы начать строить на их месте, кому-то предлагали другие варианты. И буквально за 2-3 года мы построили 160 000 кв.м. жилья – это порядка 40 домов. Сейчас в них проживает около 15 тысяч людей. На тот момент акимом города был Бауыржан Байбек, он чуть ли не каждый месяц приезжал к нам на стройку. Акимат занимался строительством всей инфраструктуры – подводкой инженерных коммуникаций, прокладкой дорог. Мы, со своей стороны, передавали земли для строительства школ и детских садов.

Чем, на мой взгляд, уникален Наурызбайский район? Его строили с нуля, поэтому там все административные учреждения – ЦОН, акимат, налоговая, спеццон – находятся в одном месте. А взять, к примеру, Медеуский район. ЦОН находится в одном районе (даже не в Медеуском), налоговая и акимат – в других. И ты должен кататься полдня просто для того, чтобы получить какую-нибудь одну справку.

Timus Construction – была второй компанией по Казахстану и первой в Алматы, которая защитилась по программе «Нурлы Жер». В рамках этой программы застройщик может провести всю инженерную инфраструктуру за счет государства. К примеру, на проведение инженерных сетей для наших объектов государство выделило 4 млрд тенге. Если бы мы делали это сами, то стоимость квартир была бы дороже на 10-15 000 за квадратный метр. Условно, если квартира площадью 80 квадратов, то ее стоимость бы подорожала на 1 200 000. Это не маленькая сумма для обычных бюджетников, для которых мы строили дома – врачей, работников акимата. Во-вторых, по этой программе государство субсидировало нам процентную ставку 7%. Мы брали кредит под 14%, и 7% за нас платил фонд Даму.

Еще один очень важный момент – государство поддержало со сбытом. 50% квартир мы реализовали через «Жилстройсбербанк», а еще 50% реализовали собственными силами, открыв свой отдел продаж.

Считаю, что микрорайон Шугыла для нас своего рода вишенка на торте. К нам на объект привозили Елбасы, я презентовал ему этот проект. Теперь у меня даже есть грамота от первого президента и награда «Почетный строитель Республики Казахстан».

Чем вы занимаетесь на сегодняшний день? Работаете по Алматы, или вышли на другие города?

Весной 2019 года я уперся в потолок своего развития в компании Timus Construction и покинул его. А 26 ноября 2019 года я запустил новый проект – Timus Development. Решил воплощать в жизнь свою мечту о малоэтажной нишевой застройке в южной столице, хочу задать новый тренд в девелопменте - строить комфортное и экоориентированное жилье. Мы строим в таком формате клубный дом Sorrent на пересечении улиц Байтурсынова и Гоголя – европейский минимализм, итальянский уют, эргономика, зелёный подход и соответствие окружающему ландшафту, всего пять этажей. В новом проекте я не ставлю задачи строить лакшери жилье – дом будет красивым, комфортным и достаточно доступным, полностью вписываться в алматинский идеал современных малоэтажек.

Сейчас мой приоритет Алматы. Я хочу качественно изменить его облик. Есть намерение в перспективе работать по Казахстану и тиражировать мой местный опыт и подход – только я должен еще многое отточить в своем инструментарии, подготовиться к экспансии на республиканский уровень.

IMG_5734-min.jpg

Как прошел для вас период пандемии? 

Государство понимало и понимает, что строительная отрасль является локомотивом экономики. Одно рабочее место на строительной площадке дает 7-8 сопутствующих рабочих мест. Поэтому государство не запрещало работу строительных компаний в период локдауна, мы не останавливались ни на один день.

Мы почти достроили свой первый жилой комплекс. Кроме того, я считаю, что Казахстан – одна из стран, где строительная отрасль поддерживается на государственном уровне.

Помимо своего бизнеса, вы занимаетесь огромным количеством классных проектов. Это установка Wi-Fi в общественном транспорте, шеринг электрокаров на Медео, и это только то, о чем мы знаем. Расскажите подробнее о них.

Я к проектам отношусь очень динамично – быстро ставлю их на ноги, довожу до «точки невозврата» с траектории успеха и переключаюсь на новый. Говоря о вай-фай в общественном транспорте, я поступил аналогичным образом: создал компанию EZWi-fi, разогнал до оптимального уровня и переключился на следующий проект.

Я сейчас немножко отвлекусь. Лет 5-6 назад я прочитал книгу «Стратегия голубого океана». Ее суть заключается в том, что рынки делятся на два – голубые и алые. Алые – это рынки с высокой конкуренцией (салоны красоты, кофейни, доставка еды). Голубые океаны – нетронутые сегменты рынка, в которых конкуренция не грозит. Спектр направлений, в которых можно открывать бизнес, просто безграничный. На меня эта книга произвела большое впечатление, и после ее прочтения я во время путешествий начал обращать внимание на бизнес-идеи. Если я видел за границей или в соцсетях какой-то бизнес, которого нет в Казахстане, я понимал, что это прекрасная идея, которую можно реализовать у нас, не имея конкурентов. Тогда ты будешь первым. Есть такое прекрасное выражение – «кто первый, того и тапочки».

Как-то два года назад, будучи в Америке, я познакомился со своим будущим партнером по EZ Wi-Fi. В тот же год он приехал в Казахстан и предложил мне скооперироваться. Бесплатный интернет в автобусах есть во многих странах мира. К примеру, в Силиконовой долине сотрудники едут на работу на автобусах, и их рабочий день начинается не тогда, когда они пришли в офис, а с того момента, как сели в автобус и подключились к интернету. Эти 30-40 минут, которые они находятся в пути, работа уже идет. Было бы здорово внедрить и у нас такой принцип.

Возвращаясь к нашему проекту – я провел сумасшедшие переговоры с акиматом Алматы, с перевозчиками. Мы организовали встречу со всеми перевозчиками и заключили с ними договоры. Затем провели переговоры со всеми операторами сотовой связи, выбрали наиболее оптимального поставщика и разработали с ним специальный пакет для нас. Для пассажиров интернет бесплатный, потому что платили за него мы. Софт мы использовали украинский, потому что в Украине этот проект реализован почти во всех городах.

На чем, в таком случае, зарабатывали в этом проекте?

На рекламе. Прежде, чем вы подключитесь к Wi-Fi, нужно посмотреть 10-15 секундный рекламный ролик, пропустить его нельзя. В итоге, выгодно всем – пассажирам, акимату, перевозчикам. Оказывается, есть люди, которые специально ждут тот автобус, в котором есть Wi-Fi, и не садятся в другой.

Кстати, мы не собирались ограничиваться общественным транспортом. Есть желание установить Wi-Fiв метро, на вокзалах, в аэропорту, в парках. Но, думаю, это будет следующий этап. Проект недешевый, сначала он должен окупиться после запуска в автобусах, а затем можно развивать его. И, возвращаясь к «Стратегии голубого океана», Wi-Fi стал для нас самым настоящим голубым рынком. Мы первыми зашли на этот рынок, и в общественном транспорте у нас конкурентов уже точно не будет, потому что не может быть двух разных сетей Wi-Fi в одном автобусе.

Но для меня этот проект завершён – я оставил его и сконцентрировался на стартапе по электротранспорту.

IMG_5751-min.jpg

Тогда давайте перейдем к этому вопросу. Идея поставить электрокары классная, но насколько это выгодно для пассажиров? Наверняка электротранспорт дороже, чем такси или шеринговые сервисы?

Я сам сильный сторонник эко, но, когда вступил в клуб «Эквиум», увидел, что многие соклубники ходят пешком. Вы не поверите, я недавно победил нашего главного ходуна – прошел 28 000 шагов в день. Мне это начинает нравиться. Во-первых – это здоровье, во-вторых – отличный способ держать себя в форме, и в-третьих – ты чаще смотришь по сторонам, замечаешь больше новых вещей.

Так вот, идея с электрокарами появилась, как обычно, в путешествии. Мы с женой плавали на круизном лайнере в Норвегии, и он остановился в прибрежном городке. На пристани стояли двухместные электрические Renault. И если ты не вышел первый, то ты опоздал – их сразу же разбирают и разъезжаются по городу. Уже тогда я подумал – у нас в городе есть место, куда могут проехать только электрические машины. Это Медео и Чимбулак. То есть в запрете я увидел возможность. Мы достигли соглашения с акиматом поставить электрокары по маршруту Медео-Чимбулак. В тестовом режиме купили два электромобиля, чтобы посмотреть, насколько людям это будет интересно. Ведь сейчас у нас как – добраться до Чимбулака можно либо на канатной дороге, либо на экотакси, любо пешком. А тут мы предоставили жителям и гостям города такой вид транспорта, чтобы любой желающий мог сесть за руль и поехать до Чимбулака сам. Это было даже не столько транспортное средство, сколько аттракцион. Захотел – остановился на плотине, пофотографировался. Затем сделал остановку на Горельнике, позанимался на воркаут-площадке, полюбовался видом. Было бы классно поставить электротакси в национальных парках – на Кольсае, Каинды, чтобы люди оставляли автомобили у шлагбаумов, а дальше, при желании, могли доехать до озера на электрокаре. Так бы мы и позаботились об экологии нацпарков, и предложили туристам отличный сервис.

Как человек, который активно пропагандирует переход на электротранспорт – какой эффективный путь для этого вы видите?

Приведу пример. Я часто бываю в Китае, но, когда приехал туда в последний раз, поразился тому, какой квантовый скачок совершили китайцы в развитии электротранспорта. У них на 100% электрические автобусы, электрические такси. В Пекине пошли еще дальше и ввели запрет на строительство, если не используется электрическая техника – экскаваторы, самосвалы. Таким образом, государство делает так, чтобы людям было выгодно покупать электротранспорт и электротехнику. Кроме того, в Китае ввели 50%-ную субсидию от государства на покупку электротранспорта. И само собой, у них развитая сеть зарядных устройств. Таксисты могут зарядить автомобиль на любой станции, пока обедают.

Казахстану тяжело перейти на электротранспорт, потому что у нас нефтяная страна. Но если мы не начнем этот переход сейчас, безнадёжно отстанем. К 2025-28 годам гиганты автомобильной индустрии откажутся от бензиновых двигателей и будут выпускать только электрокары. Поэтому нам уже сейчас нужно развивать инфраструктуру, строить зарядные станции. Мне приятно от того, что я задаю какой-то тренд, говорю об этом, пропагандирую переход на экокультуру.

Помимо этого, у моей супруги есть спортивный клуб QaharmanEcoFit – к слову первый в стране фитнес-клуб экологически ориентированный. Все пространства клуба полностью экологизированы – обсажены особыми видами мха и растений, оснащены экологически безопасной системой вентиляции. А еще мы разделяем мусор и приучаем к этому наших посетителей.

Как вы присоединились к клубу «Эквиум», и какую ценность он для вас имеет?

«Эквиум» - это международная сеть клубов предпринимателей с высокой социальной ответственностью – high-impact, то есть тех, кто хочет внести устойчивый позитивный вклад изменения в жизнь общества с помощью своей предпринимательской деятельности. Цель импакт-бизнеса – не жажда наживы, а служение обществу и решение в долгосрочной перспективе значимых проблем – своего города, региона, мира в целом.

Путь в «Эквиум» был неожиданным. Год назад я был кандидатом в Сенат РК, участвовал в праймериз, был кандидатом в маслихат от партии NurOtan. Кстати, по итогам праймериз я занял 4 место из 49. Начав общественную деятельность, я познакомился с Максимом Барышевым, основателем группы компаний «Учет.кз». Как-то раз он пригласил меня на совет директоров «Эквиума». Я поехал туда, сам не зная, что это, куда я еду. Просто приехал. Но мне понравилась атмосфера, которая там царила, и когда мне предложили вступить в клуб, я ни минуты не сомневался. Поскольку «Эквиум» - международная импакт-сеть, я рассчитываю принести пользу в широком географическом диапазоне. Тем более, что у меня сильные и прогрессивные единомышленники и соратники по клубу.

Я считаю, что есть несколько вещей, которые очень сильно влияют на формирование личности человека. Это книги, наставник, тренинги и окружение. Книги я читаю на постоянной основе, и каждый год ставлю себе цель – прочитать 50 книг за год. Пока не получается, но новых 30 книг я стабильно читаю. Наставник – это мой папа. Он с детства говорил мне: «Учись, развивайся, будь лидером», и, таким образом, заложил во мне стремление к новым знаниям и лидерские качества. Что касается тренингов – ими не стоит сильно увлекаться. Главное – понимать, чего не хватает именно тебе, и «бить» в этом направлении. Ну а что касается окружения, то за него я очень благодарен клубу «Эквиум». Прежде, чем я туда вступил, я считал себя очень продвинутым застройщиком. Но когда я познакомился с другими бизнесменами и видел, насколько продвинутые они, у меня стало появляться такое ощущение, будто я опаздываю. Поэтому общаясь с ними, слушая их, я прокачиваю себя, перенимаю их опыт, узнаю что-то новое.

IMG_5742-min.jpg

Тимур, вы уделяете общественной деятельности не меньше внимания, чем бизнесу – возможно, даже больше. Особенно видна ваша активность в общественных советах. Можете рассказать об подробнее, чем именно вы занимаетесь?

В период участия в выборах в Сенат меня пригласили выступить на площадке Общественного совета Алматы, поскольку я выдвигался кандидатом именно от нашего города. Никто из остальных кандидатов не пришел представляться, я был первым. И единственным, как выяснилось: никогда еще кандидат в сенат не проходил смотрины в общественном совете.

Я и сам не знал, что из себя представляет эта структура – все-таки был новичком в политике. А советы имеют мощный потенциал к развитию. Это органы общественного контроля. Пока еще в статусе консультативно-совещательных, но в будущем их решения будут иметь не рекомендательный как сейчас, а обязательный характер. Задача советов – обеспечивать интересы общества в деятельности органов власти, выражать позицию населения своего региона.

В бытность участником праймериз я вступил в Общественный совет Алматы на правах эксперта комиссии по комфортной городской среде и строительству, консультировал комиссию по больным вопросам градостроительства. А в апреле участвовал в выборах Совета и стал полноправным членом этой комиссии. Защищаю права алматинцев на комфорт и безопасность в строительстве и городской среде, даю оценки строительным проектам городского значения, вопросам благоустройства.

Также в сентябре я вступил в Общественный совет национального управляющего холдинга «Байтерек», который отвечает теперь за единую жилищную политику в стране, жилищные госпрограммы. «Жилстройсбербанк» после переименования в «Отбасы банк» перешел в состав Байтерека.

Так что и здесь я буду вносить свой вклад в нормализацию процессов строительства и защищать потребности населения в доступном и качественном жилье, контролировать исполнение льготных жилищных программ.

Вы ярко отметились своей экологической повесткой. Почему именно экология?

Я с детства питаю слабость к экологии, меня всегда угнетало хищническое и безответственно отношение к будущему – ведь экология касается всех, она не имеет границ ни в пространстве, ни во времени. Загаживая свой мир сейчас, ты разрушаешь будущее своих потомков.

Мой интерес к электротранспорту обусловлен прежде всего экологической повесткой. Как только я включился в общественную деятельность меня приняли в состав ведущей экоорганизации страны – EcoJer. Я вхожу в алматинский совет. Наша миссия – решать экологические проблемы локально, помня об их глобальности. У каждого региона своя карта экобезопасности. Поэтому проблемы Алматы отличаются от аналогичных в Нур-Султане или в Актау. Я объявил свой «экологический джихад» еще на сенатских выборах. Я убежденный сторонник идеи, что экологическая безопасность – часть национальной и глобальной безопасности. Чтобы решить проблемы экологии в стране нужны предельно суровые законы об охране экобезопасности – и специальная система спецслужб в экологической сфере – Агентство по борьбе с экологической преступностью при Президенте страны, в которое по моему мнению, следует передать экополицию, туристскую полицию, СЭС, природоохранные подразделения прокуратуры, часть служб ЧС. И уголовное наказание за загрязнение природы должно быть жестким как для частных лиц, так и для предприятий - как в Сингапуре или Китае.

Тимур, вы один из предпринимателей, активных в соцсетях. Причем не только в Фейсбуке и Инстаграме, которые уже понятны взрослым людям, но и в Тиктоке. Зачем он вам нужен, какой контент вы там размещаете?

Что касается соцсетей – мне есть, чем поделиться. Мне не нравится происходящее в Казахстане, но, наверное, я патриот – считаю, что должны быть перемены, причем не революционные, а эволюционные. Я отношу себя к новому поколению общественно-политических деятелей, которые могут что-то изменить.

На Фейсбуке я чаще всего поднимаю темы, интересные взрослым людям. Это какие-то больные точки нашего государства или властей, как правило. В Инстаграме люди помоложе – там я выступаю как ментор. В дальнейшем хочу проводить мастер-классы для молодежи, выпускников вузов. Не у всех есть наставники, каким в свое время был для меня мой папа, не у всех благополучное окружение, не у всех есть возможность учиться. Я даже последовал примеру Игоря Рыбакова и пришел в свою школу для того, чтобы встретиться со школьниками, и своим примером показать им, что и они могут стать успешными.

А что касается Тиктока – там я рассказываю о различных госпрограммах для поддержки населения или бизнеса, о которых многие попросту не знают. Приведу пример – мы, Timus Construction, показали успешный пример государственного и частного партнерства. В те годы я плотно общался с «Жилстройсбербанком» и знал, что у них есть множество программ по поддержке многодетных матерей, матерей-одиночек, инвалидов. Но люди о них не знают. Например, вы знали, что если вы мать-одиночка, то государство может практически бесплатно провести газ у вас в квартире?

Есть программа поддержки выпускников вузов – если вы только окончили университет и у вас нет опыта работы, вас могут трудоустроить по государственной квоте. И после того, как вы проработаете год, уже наберетесь опыта, можно будет устраиваться в другую компанию. И таких программ – реально полезных – много! Я подумал – надо как-то доносить их до людей. И просто начал о них рассказывать в своем Тиктоке. Я открыл аккаунт в мае этого года, сейчас у меня уже свыше 50 тысяч подписчиков.

Рассказывал как-то о жилищной программе, так потом на ЖССБ обрушился шквал звонков. Предлагаю директору алматинского филиала – я освещаю ваши программы, давайте скооперируемся. Она отвечает: «Тикток – это же для детей». А я ей говорю: «Есть у вас нет Тиктока, вы уже опаздываете! Поколение Тиктока уже буквально через десять лет будет управлять страной».

Также в голове зреет идея для YouTube-канала. Хочу назвать его «Taimas Square», по аналогии с Times Square. Моего папу зовут Таймас, и на канале я хочу с точки зрения строителя рассказывать о том, как строился Алматы. Почему Дворец бракосочетаний выглядит именно так? А потому, что он сделан в форме пальца с кольцом. Как строилась плотина на Медео, зачем там взрывали две горы? Обо всем этом я хочу рассказывать от себя и исходя из огромного опыта и знаний моего папы. Это во-первых, а во-вторых, мне кажется, у алматинцев, к сожалению, сформировался негативный образ строителя. Нас воспринимают как хапуг, которым лишь бы понастроить где попало, урвать землю. Но мало кто задумывается о том, что здесь и государство должно прописать определенные требования. Ведь строители все делают по закону. Лично я – сторонник малоэтажного строительства, считаю, что Алматы должен расти вширь, а не ввысь.

Поделитесь своими главными требованиями по жизни и в бизнесе.

Первое. Многие думают, что бизнес надо открывать с партнером. Но найти партнера – и по жизни, и в бизнесе – это целое искусство. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы начинать свое дело самому и быть полностью за него ответственным. А при партнерстве необходимо обсуждать не только точки входа в проект, но и точки выхода.

Второе. Если вы хотите работать долго и не оборачиваться, работайте честно. Нельзя допускать недоверия к своей компании и портить свою репутацию.

Третье. Опять хочу вернуться к четырем вещам, которые важны для каждого – книги, наставник, обучение и окружение. 


Просмотров: 8490   Комментариев:

Расскажи друзьям: 


Краткая ссылка: http://hommes.kz/blog/1561/


NEW
Похожие записи